В программе Московского международного кинофестиваля "8 1/2 фильмов", объединяющей самые лучшие фестивальные фильмы года, Петр Шепотинник традиционно готовит изысканные подарки для киногурманов. В этом году роскошный презент ожидал театралов и всех тех, кто хотя бы раз видел хотя бы секундный фрагмент из спектаклей Пины Бауш. Великой (в данном случае определение совершенно уместно) немки, создавшей легендарный вуппертальский Театр танца, слава о котором перешагнула далеко за пределы ее родной страны и вообще границы человеческого воображения.
Сказать, что она совершила настоящую революцию в хореографии, -сильно принизить ее достоинства. Ведь впечатления, которые производили ее постановки на публику, могут быть сопоставимы разве что с реакцией Адама на появление Евы при сотворении мира.
"Танцуйте с закрытыми глазами", -просила своих актеров Пина Бауш. Искусству не глядя чувствовать партнера, окружающие предметы и весь микрокосмос во всем его многообразии в отдельно взятом пространстве поочередно избранным человеком танцоры Пины Бауш овладевали в совершенстве. А вслед за ними и все, хотя бы даже только визуально сопричастные к ее таинству танца, постигали философскую науку тактильного общения с другими людьми, с окружающим миром, а главное -с самим собой. Жонглируя всеми мучившими тебя проблемами, как цирковыми шариками.
Вим Вендерс в своем фильме совершил нечто гораздо большее и значимое, чем просто приготовил еще одну встречу с уникальным театром танца Пины Бауш, ушедшей от нас в 2009 году. "Когда смотришь на запись выступлений Пины, ощущение такое, что все твое тело начинает существовать по-другому, хочется заново его "открыть". Я никогда не видел на сцене ничего, что бы меня так тронуло. Наш фильм -попытка примириться со смертью Пины, -рассказывал Вим Вендерс Петру Шепотиннику на Берлинском кинофестивале, где состоялась премьера его документальной картины. -Это фильм об оркестре ее голосов. Причем инструменты здесь -актерские тела. Я наблюдал за этим оркестром с восхищением -актеры несут ее наследие с гордостью. Это воплощение чистейшей красоты".
Вим Вендерс идет на эксперимент: он просит танцоров Пины Бауш поверить алгеброй гармонию и попытаться объяснить словами природу этой чистейшей красоты. Воспоминания о Пине Бауш получаются со слезами на глазах: еще не зажили душевные раны от ее ухода, еще не растворились в воздухе следы от ее жестов. Кому-то проще передать ее магию, разумеется, танцем, кто-то считает возможным поделиться самым сокровенным, кто-то не в силах произнести и звука, а кто-то охотно делится, как репетировала Пина Бауш и как просила, например, придумать жест радости, из которого потом возникал целый спектакль. Или же как деликатно преодолевала фобию новых участников ее коллектива перед всемирной славой вуппертальского Театра танца, и от страха, сковывающего тело и парализующего волю, не оставалось и воспоминания, а задача попытаться передвигаться по сцене, например, как будто ты воскресла из мертвых, или как будто ты вот-вот умрешь от счастья в объятиях любимого, или же как будто тебе предстоит оградить его от всех существующих невзгод мира и выразить это всего-навсего одним касанием, казалась элементарной, как дважды два.
Приоткрывающаяся завеса над технологией ее творчества здесь интересна втройне: за час сорок в технологии 3D Вим Вендерс рассказал, как рождался танец Пины Бауш. Причем ее танцевальную труппу Wuppertal с театральных подмостков он уводит то на автомобильную трассу, то в городской парк, то на берег озера, то на бортик бассейна, то в угольный карьер, а то и заключает в вагон подвесной железной дороги, и мини-спектакли разыгрываются в естественных природных или же брутально-живописных урбанистических пейзажах.
Однажды Пина Бауш уже выводила свой театр на улицы города -в собственном дебютном и единственном снятом ею фильме "Жалоба императрицы". Теперь это сделал Вим Вендерс вместе с ее тенью.