27.06.2011 10:30
    Поделиться

    На конкурсе Чайковского подведены итоги первого тура вокалистов

    На конкурсе Чайковского подведены итоги I тура по специальности "Сольное пение". Ольга Бородина в присутствии остальных членов жюри объявила имена двадцати участников, перешедших во второй тур.

    Этим счастливчикам предстоит изнурительный второй тур, где им придется продемонстрировать свою выносливость и исполнить сразу пять произведений - два камерных сочинения русского и зарубежного композитора, две оперных арии, одна из которых - ХХ века, и народную песню. Вот здесь уже нельзя будет спрятаться ни за медленный темп, ни за удобную тесситуру - тут и выяснится, кто проскочил чудом, а кто по заслугам.

    Впрочем, решение жюри относительно второго тура оказалось в целом очень справедливым. Да и, положа руку на сердце, заметим, что на первом туре почти не было таких участников, за которых хотелось бы "болеть всей душой". Свои герои, конечно, наметились, но в целом уровень участников оказался не самым высоким. Интересно было бы, конечно, узнать, кто остался за бортом во время отборочного тура, и хотелось бы верить, что отсеялись действительно только слабые.

    Конкурс Чайковского проходит раз в четыре года, и за это время теоретически можно было бы подсобрать заинтересованных в вокальном состязании достойных молодых певцов. Но, то ли этого конкурса все стали так бояться по разным причинам, то ли годы оказались такими "неурожайными", только срез вокальных талантов России и небольшой части мира не оказался выдающимся. Под "урожаем" имеются в виду не только сильные голоса, но прежде всего тенора и меццо-сопрано, которых в этом году катастрофически мало. Теноров было всего трое, из которых во второй тур прошел только один лирический - Алексей Татаринцев, но у него просто не было конкурентов. Один из выбывших оказался совершенно незрелый и вызвал у всех недоумение, как вообще его допустили к участию. Второй прокричал свою программу некрасивым открытым звуком. Меццо-сопрано было чуть больше, но ситуация оказалась примерно такой же, в результате которой во втором туре мы будем слушать только Оксану Давыденко, которая должна шармировать в рондо Анджелины из "Золушки" Россини. У мужчин больше всего, разумеется, баритонов или бас-баритонов, у женщин - лирических сопрано, то есть голосов, недостатка в которых никогда не было, потому что они даются обоим полам от природы. А вот с исключительными голосами, к которым относятся тенора и меццо-сопрано, дело обстоит неважно.

    Надо также заметить, что выбор названий, исполнявшихся на первом туре был вполне традиционен. Хотя за счет арий Моцарта и Генделя все же не возникало традиционного дежавю из Травиат и Риголетт. Единичными случаями были арии Беллини и Доницетти, Россини в основном был представлен дежурным "Севильским цирюльником". А ведь эти композиторы, казалось бы, прописаны молодым голосам, хотя и требуют основательной школы. Гендель для большинства был камнем преткновения. Все же легкость и естественность, а не форсирование звука по образцу веристских драм - вот главное, что следовало бы продемонстрировать конкурсантам. Попытку спеть Моцарта в аутентичной манере предприняла Оксана Давыденко в арии Секста, но в ее гадании Марфы из "Хованщины" не хватило силы и глубины. Во второй тур пропустили баса из Екатеринбурга Михаила Коробейникова, который шумновато и очень прямолинейно пропел свою программу в туре первом, особенно Генделя, хотя это и была ария неистового мага Зороастро из "Орландо". Некоторым авансом жюри пропустило во второй тур баса Алхаса Ферзбу из Абхазии, который очень неровно и очень скромно спел программу первого тура. Певцу еще очень многого не хватает в голосе. Возможно, в нем расслышали какой-то потенциал, к тому же внешность у Алхаса вполне сценическая. Во втором туре будет петь и его супруга - Екатерина Ферзба, которая довольно ярко проявила себя на первом туре, хотя ее вторая ария Царицы ночи еще далека от идеала. Во втором туре будет петь и кореянка Сун Янг Сео - обладательница богатого центрального сопрано с роскошным верхом, который она продемонстрировала в арии Мими из "Богемы" Пуччини.

    Поделиться