Первый российский авианосец войдет в состав ВМФ к 2023 году

Сегодня в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса "Ленэкспо" состоялось официальное открытие пятого Международного военно-морского салона МВМС-2011. Второе по счету. Первое было вчера вечером, его приурочили к торжественному приему VIP-гостей с последующим банкетом.

Сегодня  же на салоне состоялось красочное шоу с оркестром, почетным караулом и высшим пилотажем авиагруппы "Русь". Ожидался прилет "Стрижей" и "Русских витязей", но по каким-то причинам не сложилось. Впрочем, "Русь" - традиционный гость салонов МВМС в Питере, и зрители виртуозную воздушную акробатику встречали овациями.

Ленточку перерезали министр промышленности и торговли Виктор Христенко и пока еще губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Им же вручили и символические ключи от салона.

Затем был традиционный обход экспозиции МВМС-2011 высокими гостями. Среди них были, кроме Матвиенко и Христенко, секретарь Совбеза Николай Патрушев, главком ВМФ Владимир Высоцкий, первый заместитель полпреда президента в Северо-Западном Федеральном округе Михаил Моцак, депутат Госдумы Михаил Ненашев "и другие официальные лица". Основное внимание было уделено обширной экспозиции Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Экскурсоводом выступал ее президент - Роман Троценко.

На стендах корпорации было на что посмотреть. В частности, общее внимание привлекли концепт-проекты боевых кораблей будущего.  Это корветы ближней морской зоны "Орелъ", "Строгий"  и более мощный корвет проекта 052. Как уверяют разработчики, несмотря на футуристические обводы, в этих кораблях воплощены все лучшие традиции отечественного кораблестроения, адаптированные к требованиям XXI века. В профиль корветы будущего чем-то похожи на исторические крейсера "Аврора" и "Варяг", а по сути своей действительно революционны.

По словам президента ОСК Романа Троценко, сейчас идет расчет конструкции этих корветов, в строй отечественных ВМФ они смогут вступить уже в 2015 году.

Кроме того, в планах ВМФ строительство атомного авианосца нового поколения. Работы над ним планируется начать в том же 2015 году, а в строй ввести в 2023 году.

Судя по реакции VIP-персон, увиденным они остались полностью удовлетворены. Удивило то, что официальная и очень представительная делегация прошла мимо французской экспозиции, на которой был выставлен макет "Мистраля", не остановившись.

Если говорить об этом корабле, то на салоне МВМС-2011 впервые показан макет вертолета Ка-52 в корабельном варианте. По словам генерального конструктора фирмы "Камов" Сергея Михеева, в настоящий момент полным ходом идет перерасчет конструкции вертолета под морской вариант. 

Если пройти по всем павильонам МВМС-2011 и представить, что демонстрируемые модели различных кораблей, экранопланов и все их оснащение на самом деле не пластиковые макеты, а настоящие и стоят они в морской акватории выставочного комплекса -  дух захватывает. Ведь тогда получается, что Россия - величайшая и самая передовая по техническому оснащению океанская держава мира.

Увы, это не так, точнее - не совсем так, поскольку ряд самых современных проектов все-таки реализован. У причальной стенки стоит корвет "Сообразительный" проекта 20380. Это корабль уже совершенно новых форм и обводов в стиле "невидимой" технологии "СТЕЛС". Конечно, невидимкой он не стал, но заметность его уменьшилась существенно.  На базе таких кораблей будут строиться экспортные корветы 20382 "Тигр".

Малый артиллерийский корабль "Волгодонск" - это проект 21632 "Торнадо", он также выполнен с использованием технологий-"невидимок". На нем впервые установлена оптико-электронная система управления стрельбой зенитных ракет "Гибка" и автоматическая универсальная 100-мм пушка нового поколения  АК-190, имеющая скорострельность 80 выстрелов в минуту.

Очень много показано катеров береговой охраны. Российские проекты ни в чем не уступают лучшим западным образцам. Отрадно, что пограничники активно закупают такие малые, скоростные и хорошо вооруженные корабли.

В силу сложившейся ситуации и с учетом прошлых издержек  особое внимание требуется уделять надежной защите прибрежных акваторий и береговой зоны. Для этих целей наша промышленность готова дать такую военно-морскую продукцию, которой нет даже в США.

Например, неатомные подводные лодки, способные уверенно ходить как в условиях мелководья, так и на больших глубинах. Спроектированы они в Питерском КБ "Малахит". Это проект 650 и его вариации. Экипаж лодки может быть менее десяти человек за счет высочайшей автоматизации управления, но несет субмарина на борту мощнейший комплекс ракетно-торпедного вооружения. И главное - работает в таких гидроакустических условиях и на такой минимальной глубине, где теряют боеспособность самые лучшие субмарины мира.

Нижегородцы показывают целый ряд экранопланов нового поколения, которые идеально подходят для эффективного патрулирования значительных по площади и удаленных от берега морских акваторий.

И что немаловажно, техническое оснащение наших кораблей может ни в чем не уступать зарубежным. На Западе очень широко внедряются оптико-электронные системы управления огнем корабельной артиллерии разных калибров. На стендах НПО "Карат" такое количество оптической электроники, что глаза разбегаются. Показаны приборы и системы буквально на все случаи военной жизни, и многие из них превосходят зарубежные аналоги. Кстати, эти комплексы очень хороши для береговой охраны. Они себя ничем не выдают, но все видят.

Салон продолжит свою работу до воскресенья, на нем обязательно еще будут новые события и новые открытия.