В 2011 году в России началась широкомасштабная модернизация здравоохранения. Значительные дополнительные средства - 460 млрд рублей на два года - будут потрачены на приведение в порядок медицинских учреждений в регионах, на их оснащение современной техникой. О целях и задачах модернизации "Российской газете" рассказал председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин.
Российская газета: Андрей Владимирович, многие уверены, что модернизация здравоохранения - это ремонт зданий и закупки нового оборудования. Исчерпывается ли она этим?
Андрей Юрин: Конечно, нет. Модернизация - это не только и не столько ремонт, строительство и оснащение оборудованием. Это приведение самой организационной структуры здравоохранения в соответствие с потребностями структуры заболеваемости населения, повышение эффективности всей системы оказания медицинской помощи.
РГ: В модернизации системы акцент сделан на региональное здравоохранение. Какие задачи поставлены перед регионами?
Юрин: Каждый регион определил приоритеты и разработал свою программу модернизации. В соответствии с этой программой федеральный центр предоставляет региону средства, а органы власти субъекта вырабатывают меры по повышению качества и улучшению доступности медицинской помощи. Затем каждый субъект РФ представляет свою программу и заключает соглашение с минздравсоцразвития и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Работа по заключению соглашений практически уже завершена.
В этих программах три направления. Первое - улучшение материальной базы здравоохранения региона, которая подразумевает и приведение в порядок многих лечебных учреждений, и закупки новой техники. Второе - информатизация системы, которая тоже будет работать на совершенствование работы учреждений здравоохранения. И третье - все, что связано с внедрением единых стандартов оказания медицинской помощи. Необходимо, чтобы те учреждения, которые не отвечают требованиям времени, были приведены в соответствие с ними. Чтобы структура коечного фонда и укомплектованность врачами и медицинским персоналом пришла в соответствие со структурой заболеваемости в регионе, чтобы были установлены эффективные формы и методы оплаты за оказанную медицинскую помощь. В итоге всех этих преобразований должно улучшиться качество и доступность медицинской помощи: сократятся сроки ожидания в поликлиниках, очереди на плановую госпитализацию, сложные диагностические обследования, специализированную и высокотехнологичную помощь и т.д. Мы уверены, что это обязательно скажется и на показателях здоровья населения и продолжительности жизни.
РГ: На модернизацию выделены значительные средства. Но ведь только за счет денег поставленные задачи не решить. Что еще потребуется изменить?
Юрин: Конечно, решение должно быть комплексным - требуются изменения и в законодательстве, и в организации, и в кадровом обеспечении. Минздравсоцразвития и ФФОМС проделана большая работа по обновлению законодательной и нормативной базы. В прошлом году был принят новый закон об обязательном медицинском страховании, несколько ранее - закон об обращении лекарственных средств, в Госдуме прошел первое чтение законопроект об основах охраны здоровья граждан. Во исполнение закона об ОМС своевременно приняты все необходимые 35 нормативных актов.
РГ: Это очень важно, но обычному человеку хочется знать, что конкретно изменится в работе его районной поликлиники, стационара, куда он попадает на лечение?
Юрин: В конечном счете, вся эта работа направлена на безусловное усиление роли первичного звена - поликлиник, диспансеров, женских консультаций и т.д. А также врачей общей практики, особенно на селе, где медицинская помощь представлена именно таким специалистом. Вторая цель - совершенствование специализированной медицинской помощи в стационарах. Для этого и будут внедрены стандарты оказания медицинской помощи - единые для всей страны, что в столичных городах, что в небольших райцентрах.
РГ: Как модернизации будет способствовать "свежий" закон об обязательном медицинском страховании?
Юрин: Новая редакция закона приводит построение системы ОМС в соответствие с требованиями дня. Самое важное, что центральным звеном системы становится человек. Например, закон предоставляет каждому гражданину реальную возможность выбора страховой медицинской организации. В прежней редакции это право декларировалось, но на деле страховую компанию за нас выбирал либо работодатель, либо орган власти субъекта Федерации. В результате страховые организации были совершенно не заинтересованы в работе с конкретным человеком.
Теперь выбирать страховую организацию может лишь сам гражданин. И он вправе раз в год поменять свою компанию, если она его не удовлетворяет. А поскольку финансирование страховой компании зависит от количества застрахованных, у нее теперь есть интерес сохранить и увеличить его.
Кроме того, по новому закону в систему ОМС может войти любая медицинская организация - ведомственная, частная и т.п. Прежде на это требовалось специальное разрешение органа власти субъекта. Теперь достаточно уведомить об этом решении, если организация согласна с тарифами системы ОМС и ее требованиями. И это тоже будет способствовать конкуренции за пациента, что должно привести к улучшению качества медицинской помощи.
РГ: Что нового закон вносит в работу страховых компаний?
Юрин: До сих пор типичной была ситуация, когда человек, имеющий полис обязательного медицинского страхования, не помнит даже названия страховой компании, в которой он застрахован, не знает, как с ней взаимодействовать. А вот каждый, кто застраховался по программе добровольного медицинского страхования, как правило, хорошо знает и свою страховую компанию, и предоставляемые ею услуги. И это закон тоже учитывает. Во-первых, человек будет сам выбирать страховую компанию. Во-вторых, она должна в реальности стать его "медицинским адвокатом", то есть защитником. Она должна будет помогать человеку в правильном выборе лечебного учреждения, а затем осуществлять контроль качества его лечения. Конечно, многое зависит от того, как сами люди будут относиться к новым возможностям - обращаться к своему защитнику, требовать надлежащего качества оказанных им медицинских услуг. По крайней мере, закон создал для этого все предпосылки.
РГ: А как изменится работа самих медицинских учреждений?
Юрин: До последнего времени медицинские организации финансировались и из средств ОМС, и из бюджета. Причем бюджетное финансирование никак не зависело от результатов работы. Финансирование же через систему ОМС построено по принципу "деньги идут за человеком", поэтому медицинское учреждение, которое будет активнее работать, привлекать больше пациентов и оказывать больше услуг, будет и больше зарабатывать. Кроме того, с 2013 года предусмотрено введение полного тарифа, то есть в перечень расходов, оплачиваемых через ОМС, будут включаться все затраты медицинского учреждения, а не только те пять статей, по которым шла оплата до принятия нового закона. 2011 и 2012 годы будут переходными к введению полного тарифа.
И мы надеемся, что оплата по полному тарифу, когда медучреждение будет получать средства в необходимом для нормальной работы объеме, будет способствовать исключению большого количества платных исследований. То, что в соответствии с программой государственных гарантий положено бесплатно, должно предоставляться человеку бесплатно. А это все виды амбулаторной и стационарной медицинской помощи, включая и высокотехнологичную, а также услуги "Скорой". Согласно законопроекту "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", платными могут быть лишь условия особой комфортности (например, отдельная палата), а также некоторые виды косметологической медицины, пластической хирургии и стоматологической помощи.
РГ: Как вы полагаете, справится ли наше здравоохранение с поставленными задачами?
Юрин: Особенность нашей системы ОМС в том, что в ней регионам была предоставлена широкая автономия в организации медицинской помощи. И во многом ее уровень и качество определялись финансовыми возможностями региона. А они разные. Теперь закон сближает условия оказания медпомощи на всей территории страны. Повышение ставки страхового тарифа с 3,1% до 5,1% позволяет выровнять финансовую обеспеченность регионов до тех субъектов, которые обеспечены лучше. Определен единый базовый набор медицинских услуг, предоставляемых бесплатно, куда входят практически все заболевания, связанные с жизненными показаниями. Впервые для всех регионов будет введен единый минимальный размер платежа на неработающее население. Закон, который определит его, будет принят в 2011 году и вступит в действие с 2012 года. Мы стремимся к тому, чтобы этот платеж был по силам каждому региону, поэтому срок для достижения его установленного размера составит четыре переходных года. Кроме того, субъект РФ вправе дополнить базовый объем медицинской помощи по своим возможностям так, как сочтет это необходимым.
РГ: Одной из самых острых проблем остается доступность современных высокоэффективных лекарств. Многие связывают решение проблемы с необходимостью вводить в стране лекарственное страхование. Каковы, на ваш взгляд, его перспективы?
Юрин: Лекарственное страхование - это потребность в дополнительном финансировании. Пока нам нужно обеспечить необходимую финансовую поддержку предоставляемой в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи - это первоочередная задача.
РГ: Высказывались опасения, что свободный выбор медицинских учреждений, предоставленный гражданам, оставит без работы поликлиники и больницы в маленьких городах и сельских поселениях - все пациенты предпочтут крупные и известные медицинские центры...
Юрин: Свободный выбор позволит перейти к более рыночным механизмам стимулирования работы, когда средства будут поступать в зависимости от количества и качества оказанных медицинских услуг. Люди ценят свое время, и если помощь будет надлежащего качества, не так много пациентов захотят ехать за медицинской помощью в другой регион или даже в столицу. Это, как правило, происходит только в тех серьезных случаях, когда нужна высококвалифицированная, высокотехнологичная медицинская помощь, а такую помощь мы тоже обязаны приближать к людям. На это нацелено и строительство центров высокотехнологичной медицинской помощи в регионах, и оснащение региональных больниц современным оборудованием, и повышение квалификации врачей и другого персонала. Модернизация российского здравоохранения также ставит своей целью именно это.