Рейтинговое агентство Moody s предупредило, что через 20 дней может понизить кредитный рейтинг США. Сейчас он находится на высшем уровне ААА. Но уже второго августа многое может измениться.
Это произойдет, как говорится в пресс-релизе агентства, в том случае, если "лимит государственного долга США не будет своевременно повышен, чтобы предотвратить технический дефолт по краткосрочным обязательствам". При этом в Moody s предупреждают: вероятность такого исхода событий низкая, но не минимальная.
За последнее время рейтинговые агентства стали чуть ли не основными игроками финансового рынка. Их оценки и прогнозы существенно влияют на котировки акций частных компаний и государственных облигаций. Например, во вторник Moody s подложило очередную свинью Ирландии, снизив кредитный рейтинг этой страны до отметки Ba1. Это означает, что долговые обязательства Ирландии имеют черты, характерные для спекулятивных инструментов, и подвержены существенному кредитному риску. При этом прогноз на развитие ситуации негативный. То есть в ближайшие несколько лет существует вероятность дальнейшего падения рейтинга.
На прошлой неделе подобная незавидная участь постигла Португалию, чей кредитный рейтинг был понижен тем же Moody s сразу на несколько пунктов и достиг уровня Ba2.
Виновны в продолжающемся уже который месяц рейтинговом кошмаре, по сути, три компании, которым был присвоен статус главных мировых экспертов на рынке финансов.
Эта святая троица - компании Moody s, Standard & Poor s и Fitch. Корнями все они уходят к концу XIX - началу XX веков. Moody s и S&P начинали с оценки инвестиций в железнодорожный транспорт. Fitch было зарегистрировано как издательство. К рейтинговой деятельности они пришли лишь в середине прошлого века. Много воды утекло с тех пор: сейчас Moody s и S&P на двоих контролируют около 80 процентов рейтингового рынка. Еще в районе 15 процентов приходится на Fitch.
Штаб-квартиры всех трех компаний расположены в США. Впрочем, у Fitch есть и второй основной офис в Лондоне. К тому же с 1997 года это РА принадлежит французской компании Fimalac. Впрочем, традиционно и Fitch приписывают к Америке. Такое доминирование страны с самой крупной экономикой на рейтинговом рынке само по себе возбуждает разговоры о необъективности оценок "троицы". Например, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров в беседе с корреспондентом "РГ" прямо заявил, что эти три агентства решают не экономические, а политические задачи. И главная из них - "поддержка однополярного мира".
Повод для таких обвинений, пожалуй, действительно есть. Перед финансовым кризисом все три агентства недооценили риски некоторых финансовых продуктов. Принимая непосредственное участие в их создании, они консультировали своих клиентов относительно структурирования ипотечных многоуровневых долговых обязательств с целью достижения ими наивысшего инвестиционного рейтинга. Такие действия вызвали большие потери инвесторов и во многом ускорили наступление кризиса.
Но что никак не согласуется с версией об особой любви агентств к США, так это то, что среди пострадавших от их деятельности инвесторов оказались пенсионные фонды Детройта и Вайоминга. Они даже подали против "троицы" коллективный иск. Однако Федеральный апелляционный суд США вслед за судом низшей инстанции признал агентства невиновными в многомиллиардных потерях инвесторов. Суд постановил: компании не могут выступать ответчиками, поскольку они не являлись андеррайтерами этих бумаг.
Тем не менее та история нанесла серьезный удар по имиджу агентств. В ответ они как будто решили активизироваться и стали понижать рейтинги всего, что попадется под руку. Как объяснил "РГ" директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев, непосредственно знакомый с аналитиками агентств, негативные прогнозы положительно влияют на прибыли самих РА: "Потому что негатив всегда интереснее позитива".
В этом и кроются причины необъективности этих организаций. От составления рейтингов агентства не получают никакой прибыли. Зарабатывают они смежной деятельностью, то есть консультациями. Агентства подсказывают компаниям, какие параметры тем нужно "подтянуть", чтобы получить наивысший рейтинг. Ведь известно, что любые рейтинги - это просто определенным образом подобранная статистика, не всегда отражающая реальное положение дел.
Проявлявшееся до среды повышенное невнимание к кредитным проблемам США, видимо, объясняется своеобразно сформированными принципами составления рейтинга. Точно так же, как слишком острая реакция на любые экономические трудности остального мира. Вывод напрашивается сам собой: пока лидерами рынка прогнозов являются частные компании, сосредоточенные на получении прибыли, объективного прогноза от них ждать бессмысленно.
Опрос "РГ":