Новости

18.07.2011 00:49
Рубрика: Экономика

Обременения отменяются

Андрей Шаронов: Москва предложит инвесторам на новых территориях условия, от которых они не смогут отказаться

Власти уверяют, что никаких оценок, даже экспертных, касающихся стоимости освоения новых территорий, полученных столицей для расширения, пока нет. Но вопрос, кто и сколько должен вложить в это средств и как в конечном счете разрастание города скажется не только на новых районах, но и на его исторической части, продолжает обсуждаться в столице.

"Российская газета" попросила ответить на эти вопросы заместителя мэра Москвы по экономике Андрея Шаронова.

Российская газета: Андрей Владимирович! Понятно, что проект дорогой. Кто его все-таки будет финансировать?

Андрей Шаронов: Прежде чем отвечать, предлагаю посмотреть на идеологию проекта. Что мы имеем сейчас? Перенаселенную и перегруженную транспортом Москву. К тому же плотность дорог в городе намного ниже, чем в других сопоставимых с ней мегаполисах. Все это вместе взятое привело к тому, что огромный инвестиционный потенциал, который сосредоточен в российской столице, оказался заперт. Фактически в существующих границах строить уже нельзя, не говоря о районах, наиболее привлекательных для бизнеса. Расширение территории открывает огромные возможности по перемещению инвестиционной активности из традиционных точек и зон Москвы в новое место. Вы спросите: а что же они раньше там не строили? Очевидно, потому что там не было раньше тех центров притяжения, которые могут появиться сейчас. Это административный центр, в котором разместятся федеральное правительство, законодательное собрание и то же правительство Москвы, к примеру. Это часть мощностей международного финансового центра. В конце концов бизнес-центры... То есть туда, за МКАД, переместятся люди, имеющие высокие стандарты жизни и предъявляющие высокий спрос на жилье и инфраструктуру, причем заметим - платежеспособный спрос. Вот главный интерес для бизнеса!

РГ: И вы уверены, что инвесторы поедут в чистое поле?

Шаронов: Почему в чистое поле? Создание инфраструктуры, прокладку дорог, электричества, связи, тепла, водоснабжения возьмет на себя государство. Это же федеральный проект! И поскольку Федерация переносит туда свои органы управления, город вправе ожидать и ее участия в финансировании проекта. Конечно, развитием этих районов будет заниматься и сама Москва.

РГ: То есть то, что раньше в столице зачастую ложилось на плечи инвесторов в порядке обременения, в данном случае они получат в готовом виде?

Шаронов: Это стандартные условия для предпринимательского климата, которые пытаются создавать в любой стране.

РГ: Высказывалось предположение, что высвободившиеся здания федеральные власти пустят под жилье и гостиницы...

Шаронов: Думаю, что нужно будет смотреть в каждом конкретном случае, так как не любое здание годится в качестве жилого дома. Да и с транспортной ситуацией надо считаться. Но поскольку большая часть этих зданий находится в привлекательных местах города, то возможны и перспективы их коммерческого использования. Пустовать они в любом случае не будут.

РГ: Не опасаетесь ли вы, что пока дело дойдет до реального освоения новых площадок, земли там настолько вздорожают, что вырученных от продажи офисов денег если и хватит, то лишь на их выкуп, а на стройку уже не останется? Министр транспорта Игорь Левитин не раз сетовал на то, что как только объявят о прокладке новой дороги, как все вокруг скупается и потом приходится нести серьезные затраты на выкуп земель у посредников.

Шаронов: Конечно, такой риск есть. Это если бы мы столицу переносили куда-нибудь за Полярный круг, то, возможно, можно было бы сначала тихо по дешевке скупить земли, а уж потом объявить о принятом решении. Но мы сдвигаем границы города лишь на несколько десятков километров от традиционного центра, где по сравнению с другими территориями всегда была высокая цена. Поэтому сделать здесь что-то тайно в любом случае не удастся. И затраты, конечно же, придется нести немалые. Ведь выкупать нужно не только пятно под застройку, но и участки под те же дороги, которых там сейчас фактически нет, а те, что есть, в любом случае нужно расширять. Снизить их можно заранее зарезервировав земли, в том числе принадлежащие федеральным органам власти.

РГ: Эксперты предсказывают, что жилье за МКАД в той части города тоже сильно подскочит в цене. Москвичи об этом сожалеют. Ведь для многих это означает потерю надежды на покупку квартиры в ближнем Подмосковье, которая при московских ценах на жилье была для них единственным шансом улучшить жилищные условия. Вы согласны с прогнозом?

Шаронов: Ну, если кто-то захочет купить жилье в радиусе километра от резиденции правительства, то, действительно, это, наверное, будет дорого. Но речь-то идет о 144 тысячах гектаров, что в полтора раза больше нынешней Москвы. Это фактор, влияющий на снижение цен, а не на их рост. Поэтому жилье там найдется для разнобюджетных возможностей.

РГ: Чем же москвичи, которые будут жить в новых районах, будут зарабатывать?

Шаронов: Услугами в основном. Там, конечно же, будут развиваться общепит, гостиницы, строительство, транспорт... Есть территория и для традиционной промышленности. Может быть, появятся и новые отрасли.

РГ: Какие?

Шаронов: Это не наш вопрос. Москва может только предложить промышленные зоны, а инвесторы сами решат, переносить туда производства из старых районов или организовывать новые.

РГ: Волнует жителей столицы и то, что, занявшись освоением новых земель, не бросят ли городские власти начатые программы по развитию транспорта, благоустройству и так далее в исторической части города.

Шаронов: Мэр дал уже ответ на этот вопрос - не бросим. Я могу добавить, что, получив после расширения другой город, с другими приоритетами, мы уже снизим остроту той же транспортной ситуации в столице. Ведь можно строить новые дороги и расширять старые, а можно перенаправить транспортные потоки и получить в итоге нужный результат без дополнительных котлованов.

РГ: А бутики, рестораны, торговые центры, кинотеатры на Тверской и других центральных улицах не останутся без посетителей, когда наиболее платежеспособная часть населения выедет на окраины?

Шаронов: Посмотрите, например, на Алма-Ату. Разве после того как чиновники выехали из нее в Астану она потеряла популярность или стала хуже развиваться? Нет. Живет и процветает. А уж у Москвы-то и вовсе нет никаких оснований для тревоги. Она остается столицей, политическим, экономическим и культурным центром с 15 миллионами человек дневного населения и 2500 квадратных километров площади.

Экономика ЦФО Новые границы Москвы