Андрей Шаронов: Расширение территорий открывает огромные возможности для перемещения инвестиционной активности

Власти уверяют, что никаких оценок, даже экспертных, касающихся стоимости освоения новых территорий, полученных столицей для расширения, пока нет. Но вопрос, кто и сколько должен вложить в это средств и как в конечном счете разрастание города скажется не только на новых районах, но и на его исторической части, продолжает обсуждаться в столице.

"Российская газета" попросила ответить на эти вопросы заместителя мэра Москвы по экономике Андрея Шаронова.

Российская газета: Андрей Владимирович! Понятно, что проект дорогой. Кто его все-таки будет финансировать?

Андрей Шаронов: Прежде чем отвечать, предлагаю посмотреть на идеологию проекта. Что мы имеем сейчас? Перенаселенную и перегруженную транспортом Москву. К тому же плотность дорог в городе намного ниже, чем в других сопоставимых с ней мегаполисах. Все это вместе взятое привело к тому, что огромный инвестиционный потенциал, который сосредоточен в российской столице, оказался заперт. Фактически в существующих границах строить уже нельзя, не говоря о районах, наиболее привлекательных для бизнеса. Расширение территории открывает огромные возможности по перемещению инвестиционной активности из традиционных точек и зон Москвы в новое место. Вы спросите: а что же они раньше там не строили? Очевидно, потому что там не было раньше тех центров притяжения, которые могут появиться сейчас. Это административный центр, в котором разместятся федеральное правительство, законодательное собрание и то же правительство Москвы, к примеру. Это часть мощностей международного финансового центра. В конце концов бизнес-центры... То есть туда, за МКАД, переместятся люди, имеющие высокие стандарты жизни и предъявляющие высокий спрос на жилье и инфраструктуру, причем заметим - платежеспособный спрос. Вот главный интерес для бизнеса!

РГ: И вы уверены, что инвесторы поедут в чистое поле?

Шаронов: Почему в чистое поле? Создание инфраструктуры, прокладку дорог, электричества, связи, тепла, водоснабжения возьмет на себя государство. Это же федеральный проект! И поскольку Федерация переносит туда свои органы управления, город вправе ожидать и ее участия в финансировании проекта. Конечно, развитием этих районов будет заниматься и сама Москва.

РГ: То есть то, что раньше в столице зачастую ложилось на плечи инвесторов в порядке обременения, в данном случае они получат в готовом виде?

Шаронов: Это стандартные условия для предпринимательского климата, которые пытаются создавать в любой стране.

РГ: Высказывалось предположение, что высвободившиеся здания федеральные власти пустят под жилье и гостиницы...

Шаронов: Думаю, что нужно будет смотреть в каждом конкретном случае, так как не любое здание годится в качестве жилого дома. Да и с транспортной ситуацией надо считаться. Но поскольку большая часть этих зданий находится в привлекательных местах города, то возможны и перспективы их коммерческого использования. Пустовать они в любом случае не будут.

РГ: Не опасаетесь ли вы, что пока дело дойдет до реального освоения новых площадок, земли там настолько вздорожают, что вырученных от продажи офисов денег если и хватит, то лишь на их выкуп, а на стройку уже не останется? Министр транспорта Игорь Левитин не раз сетовал на то, что как только объявят о прокладке новой дороги, как все вокруг скупается и потом приходится нести серьезные затраты на выкуп земель у посредников.

Шаронов: Конечно, такой риск есть. Это если бы мы столицу переносили куда-нибудь за Полярный круг, то, возможно, можно было бы сначала тихо по дешевке скупить земли, а уж потом объявить о принятом решении. Но мы сдвигаем границы города лишь на несколько десятков километров от традиционного центра, где по сравнению с другими территориями всегда была высокая цена. Поэтому сделать здесь что-то тайно в любом случае не удастся. И затраты, конечно же, придется нести немалые. Ведь выкупать нужно не только пятно под застройку, но и участки под те же дороги, которых там сейчас фактически нет, а те, что есть, в любом случае нужно расширять. Снизить их можно заранее зарезервировав земли, в том числе принадлежащие федеральным органам власти.

РГ: Эксперты предсказывают, что жилье за МКАД в той части города тоже сильно подскочит в цене. Москвичи об этом сожалеют. Ведь для многих это означает потерю надежды на покупку квартиры в ближнем Подмосковье, которая при московских ценах на жилье была для них единственным шансом улучшить жилищные условия. Вы согласны с прогнозом?

Шаронов: Ну, если кто-то захочет купить жилье в радиусе километра от резиденции правительства, то, действительно, это, наверное, будет дорого. Но речь-то идет о 144 тысячах гектаров, что в полтора раза больше нынешней Москвы. Это фактор, влияющий на снижение цен, а не на их рост. Поэтому жилье там найдется для разнобюджетных возможностей.

РГ: Чем же москвичи, которые будут жить в новых районах, будут зарабатывать?

Шаронов: Услугами в основном. Там, конечно же, будут развиваться общепит, гостиницы, строительство, транспорт... Есть территория и для традиционной промышленности. Может быть, появятся и новые отрасли.

РГ: Какие?

Шаронов: Это не наш вопрос. Москва может только предложить промышленные зоны, а инвесторы сами решат, переносить туда производства из старых районов или организовывать новые.

РГ: Волнует жителей столицы и то, что, занявшись освоением новых земель, не бросят ли городские власти начатые программы по развитию транспорта, благоустройству и так далее в исторической части города.

Шаронов: Мэр дал уже ответ на этот вопрос - не бросим. Я могу добавить, что, получив после расширения другой город, с другими приоритетами, мы уже снизим остроту той же транспортной ситуации в столице. Ведь можно строить новые дороги и расширять старые, а можно перенаправить транспортные потоки и получить в итоге нужный результат без дополнительных котлованов.

РГ: А бутики, рестораны, торговые центры, кинотеатры на Тверской и других центральных улицах не останутся без посетителей, когда наиболее платежеспособная часть населения выедет на окраины?

Шаронов: Посмотрите, например, на Алма-Ату. Разве после того как чиновники выехали из нее в Астану она потеряла популярность или стала хуже развиваться? Нет. Живет и процветает. А уж у Москвы-то и вовсе нет никаких оснований для тревоги. Она остается столицей, политическим, экономическим и культурным центром с 15 миллионами человек дневного населения и 2500 квадратных километров площади.