В дни теракта корреспондент "Российской газеты" оказался на севере Норвегии, где только из одной небольшой области Тромс во время трагедии на острове Утея были 40 детей.
За день до теракта и за полторы тысячи километров от Осло на Саамском севере Норвегии открылся юбилейный 20 фестиваль коренных народов Севера "Ридду Ридду". В переводе - "небольшой шторм на побережье". Изначально он задумывался как акция в поддержку прав и интересов коренных народов этой северной страны. В итоге за двадцать лет праздник превратился в один из самых больших и представительных фестивалей коренных народов мира.
Сразу после начала праздника, который открывала министр культуры Норвегии Анникен Витфельдт, корреспонденту "РГ" удалось поговорить с ней как раз о вопросах межнациональных отношений и терпимости в стране.
- Мы в Норвегии любим себя считать самой толерантной нацией в мире, - заявила корреспонденту "РГ" госпожа Витфельдт. - И это, наверное, так. Но мы легко забываем нашу собственную историю меньшинств. У нас есть, к сожалению, опыт нации, который говорит о полном провале политики, которая использовалась в отношении меньшинств. И мы не должны забывать об этом.
Слова министра буквально оказались пророческими - на следующий день, один человек перечеркнул всю современную историю Норвегии, разделив на "до" и "после". Буквально через считаные минуты после взрыва норвежское телевидение начало первые трансляции с места событий. Люди испытали шок, и никто вначале не верил, что это действительно теракт. Тут же начали звонить друзьям и родным в Осло. В столице тоже никто ничего не понимал. Сотни людей бросились к месту взрыва и начали снимать происходящие на мобильные телефоны. В это время фестиваль уже практически прекратился - все собрались у телевизора и с напряжением следили за происходящим. То, что произошло спустя два часа, повергло всех в настоящий шок. Кому-то из родителей позвонили дети из молодежного лагеря на острове Утейя и сказали, что здесь стреляют. Рядом со мной стояла первый директор "Ридду Ридду" Лене Хансен, которая тоже пыталась дозвониться до кого-то по телефону, и было видно что она на грани нервного срыва. Оказалось, что на острове - ее 14-летняя дочь Ильва. Только из одной области Тромса, где проходил фестиваль в лагере рабочей партии, отдыхало почти 40 детей в возрасте 14-15 лет. Большинство из них вернулись, но несколько до сих пор считаются без вести пропавшими. Ильву Хансен нашли на следующие сутки в больнице. Она получила три тяжелых ранения и чудом осталась жива: убийца не стал делать контрольный выстрел, подумав, что девочка мертва. Вчера стало известно, что после нескольких операций ее жизнь вне опасности.
Кстати, после стрельбы на Утейя на фестивале "Ридду Ридду" появилось два десятка полицейских. Не исключали новой атаки террористов. Ведь фестиваль организован тоже при поддержке правящей рабочей партии. Да и участников - больше трех тысяч человек, причем из разных стран, в том числе из России.
- Лучше бы он приехал сюда к нам, а не к нашим детям, - сказал мне один из местных жителей. - Для таких подонков у нас, к сожалению, нет смертной казни, и пусть кто-то из нас погиб бы, но живым мы ему не дали бы уйти.
Перед отлетом в Москву я встретился в Тромсе с председателем местного отделения Рабочей партии Бьерном Инге Му.
- Очень грустно и очень тяжело комментировать всю эту трагедию, сейчас наша главная задача - помочь родственникам погибших и детям, пережившим это, сказал он.
По словам Бьерна Инге Му, сейчас созданы группы траура специально, чтобы родители, родственники и друзья могли встретиться и пережить эту утрату вместе.