Глава РФПЛ: Премьер лига полностью пересмотрела процесс зарабатывания на трансляции матчей

К главе Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Сергею Прядкину, приехавшему вчера в редакцию "Российской газеты", вопросов накопилось столько, что полтора часа беседы пролетели мгновенно. А начался наш разговор с экономики.

Российская газета: Сергей Геннадьевич, на российском футболе можно заработать сейчас или хотя бы через несколько лет?

Сергей Прядкин: Безусловно. Я уверен в том, что в будущем он будет достаточно прибыльным и доходным. Ведь помимо того, что это игра, удовольствие для болельщиков, это еще и бизнес. Если мы говорим о профессиональном футболе. И на различных мероприятиях мы обязательно обсуждаем не только спортивную составляющую, но и коммерческую, а также безопасность. Мы идем к тому, чтобы зарабатывать. Я пришел в РФПЛ в 2007 году. Тогда доходы лиги были на уровне 17 миллионов долларов в год.

РГ: Это доходная часть бюджета?

Прядкин:  Это наши поступления от телевидения. В этом году подписан новый договор и цифра выросла до 60 миллионов долларов.

РГ: А расходная часть какова?

 
Видео: Наталья Ивановская

Прядкин: Дело в том, что Премьер-лига - некоммерческое партнерство, и мы себе оставляем только комиссию для содержания нашего аппарата. У нас не остается ничего, все буквально в течение 2-3 дней уходит клубам. В зависимости от той сетки распределения средств, которая у нас принята. Раньше это была английская система 20 - 40 - 40.

РГ: Что означают эти цифры?

Прядкин: 40 процентов распределяется в равной доле. Еще 40 процентов у нас распределялось в зависимости от занятого места по итогам сезона и 20 процентов - от показанных матчей на Первом канале.

РГ: Последний пункт с этого года уже неактуален - Первый российский чемпионат больше не показывает...

Прядкин: Да, и теперь соотношение 40 на 60. Из них 40 процентов делится на равные доли. Тут не все всех устраивает. Допустим, в ситуации с ведущими командами, чьи бюджеты от 50 миллионов долларов и выше. Лидеры нашего футбола получают до 5 миллионов долларов. То есть 10 процентов процентов их бюджета. Это более-менее какая-то доходность. Хотя "большие" клубы все равно говорят, что этого мало. А у "маленьких" клубов бюджеты в 10-15 миллионов долларов, и они получают от миллиона до двух. В этом году будет чуть-чуть больше. Но они при этом дорожат каждым рублем.

РГ: Премьер-лига вроде бы собирается по-другому продавать телеправа. Проясните, как именно?

Прядкин: Мы сейчас полностью пересматриваем процесс зарабатывания, коммерческую составляющую. Создано ООО "Лига-ТВ". Мы к этому шли достаточно давно и не хотим обидеть нашего партнера "НТВ-Плюс". В свое время контракт с "НТВ-Плюс" действительно дал толчок, чтобы Лига смогла зарабатывать хоть какие-то деньги. "Лига-ТВ" создавалась только исходя из экономических соображений. Мы хотим идти по пути развитых лиг, много общаемся с ними. У нас есть картина экономики ведущих европейских лиг, мы видим, как они зарабатывают. И на основании этих анализов сделали вывод о том, что нужно создавать свой телевизионный продукт. Сами будем снимать, создавать картинку и так далее. При этом у нас открывается коммерческая перспектива, и доходность может быть значительно выше, чем если бы мы в дальнейшем опять оптовым пакетом отдавали права одной компании. Мы планируем разделить матчи на три категории: это топовые игры, матчи второй и третьей категории важности. Безусловно, мы будем стараться, чтобы все игры транслировались, но после разделения на такие группы мы будем предлагать пакеты различным телевизионным компаниям.

РГ: Не может получиться такого, что топовые матчи будут интересовать всех, а матчи третьей категории - никого?

Прядкин: Сейчас наглядный пример того, что происходит, - "Россия 2". Этот канал показывает первый дивизион, и там тоже достаточно хорошие игры есть. Кроме того, "Россия 2" с удовольствием взяла у нас "матч третьей руки". Если самая важная игра тура в соответствии с договором транслируется сейчас на федеральном канале "Россия 2", то второй матч - это прерогатива "НТВ-Плюс", а третий по статусу опять-таки "Россия 2" попросила взять себе. Достаточно долго бились за него. Российский футбольный союз попросил Премьер-лигу, учитывая пожелания болельщиков, изыскать возможность показывать эти матчи на канале "Россия 2". И их транслируют.

РГ: Но ведь в Европе ситуация другая - там футбол по большей части платный...

Прядкин: Не так давно рабочая группа РФПЛ ездила в Германию, общалась с руководством бундеслиги, с которым у нас достаточно плотный контакт. У них матч-открытие чемпионата показывается на общедоступном канале. Дальше матчи, которые также разделены на три категории, транслируют платные каналы. А на бесплатных после каждого тура идет нарезка всех лучших моментов. Кроме того, общедоступный канал показывает финальный, решающий матч чемпионата.

РГ: Платить за футбол немцам много приходится?

Прядкин: Пакет, чтобы подключиться, стоит 19 евро. Но у нас другая проблема - в России не везде можно установить тарелки, не везде доходит сигнал. Иногда руководители клубов делают акцент на Турцию, Румынию, у которых большой доход от телевизионных прав. Но оснащенность спутниковыми тарелками что в Румынии, что в Турции в тысячи раз выше, чем у нас. Во-первых, протяженность нашей территории, во-вторых, они перешли уже совсем на другую систему телевещания и, в-третьих, на некоторых домах, где одна семья живет, там по 8 тарелок стоит. В Румынию вложился один бизнесмен и покрыл всю страну сетью спутникового телевидения.

РГ: Помимо телевидения как еще зарабатывать клубам?

Прядкин: У нас не так много частных клубов. Я не буду называть нефтяные, железнодорожные, другие крупные компании и монополии, но и они тоже свой менеджмент заставляют зарабатывать, стараться это делать. "Зениту", наверное, легче, потому что в огромном городе одна команда, на которую работают все. Там только за то, чтобы прикоснуться только к этой команде, бизнесмены стараются. В Москве это сложнее. Вот вам пример: "ЦСКА" и "Динамо" играют на стадионе в Химках. Хороший стадиончик, небольшой, но очень удобный. Но, по сути дела, переехав в Подмосковье, ЦСКА и "Динамо" ощутили большую потерю зрителя. Вы помните старый стадион "Динамо", на котором трибуны иногда были битком. Расположение ведь очень большую роль играет. Потеря в зрителях - это и потеря доходов от продажи атрибутики, билетов, абонементов. Прибыль ведь из чего слагается? Спонсорские поступления - понятно. А дальше идут атрибутика, абонементы, билеты, телевидение - вот вам и экономика. И клубы, конечно, заинтересованы, чтобы вернуть болельщика.

РГ: Но народ не ходит на стадион все равно...

Прядкин: Да. И не только в Химках. Вы посмотрите на "Спартак" - то же самое. А "Лужники" - шикарный стадион, который получил элитный статус. Но на моей памяти только три встречи было, когда трибуны полностью заполнились: Россия - Англия, Россия - Германия и финал Лиги чемпионов. При этом мы как-то были в командировке в Берлине и почти случайно заехали на матч последнего тура бундеслиги или предпоследнего. "Шальке" боролся, чтобы в тройку попасть, а местная "Герта" вылетала. Матч проходил на "Олимпиаштадионе", а на трибунах - 67 тысяч! На матче "Герта" - "Шальке"! Вот и считайте доходность. Допустим, 20 евро каждый из 67 тысяч за билет заплатил. Мы, как и многие, еще взяли по пиву в пластмассовом стакане и по сосиске, зашли, сели, посмотрели матч и спокойно вышли. Полиции, кстати, на нашем секторе вообще не было - она под трибунами стояла.

РГ: Эта история как пример того, к чему надо стремиться?

Прядкин: Я просто хочу сказать - будущее, перспективы есть. И есть компании, которые хотят быть партнерами футбола, которым интересны рекламные возможности. Кто-то стройками занимается спортивных объектов, кто-то рекламой напитков, и многие хотят работать и помогать футболу.

Продолжение беседы с Сергеем Прядкиным читайте в одном из ближайших номеров "РГ"