Иногда создается впечатление, что обезьяны привлекают людей гораздо больше, чем люди обезьян. Особенно это касается кинорежиссеров. А также писателей. И те, и другие - из разряда фантастов. И хотя новый фильм "Восстание планеты обезьян", что выходит в прокат в России 4 августа (мировая премьера - на день позже - 5 августа), и пытаются преподнести как боевик - не верьте. Чистой воды фантастика!
Судя по фильму, кто от кого произошел - люди от обезьян или наоборот - понять невозможно. И те, кто пойдут искать в новом фильме черты "Планеты обезьян" Тима Бертона, на худой конец, "Кинг Конга" либо Джона Гиллермина, либо Питера Джексона их и найдут, и не найдут: зависит от кинообразования.
Если брать по большому счету, то "Восстание планеты обезьян" - это седьмой "подход к снаряду", то есть - к теме. Имеется в виду - экранизация романа Пьера Булля "Планета обезьян" 1968 года и продолжения, составившие в итоге пенталогию - пять фильмов. Как сообщают авторы, нынешний фильм - это ремейк четвертой ее части "Завоевания планеты обезьян", сделанной в 1972 году. Последний фильм из франшизы - "Планета обезьян", снятый Тимом Бертоном в 2001 году, в прокате провалился, и, видимо, причина того, что так долго не снимали картин в этом направлении - сугубо коммерческая. Но "Восстание планеты обезьян" уж вряд ли потеряет кассу - для успешного проката приложены все усилия.
Начнем с того, что "Восстание планеты обезьян" режиссера Руперта Уайтта будет любопытно даже тем зрителям, кто прежде не смотрел на эту тему ни одной картины. И если с чем-то и можно сравнить этот фильм, так это с большой пародией на "Собачье сердце" - как если бы его снимали в современном Голливуде, с применением "аватаровских" технологий.
Здесь есть свой профессор Преображенский - его играет молодой актер Джеймс Франко, которого в кинокарьере заносит из одной крайности в другую. С одной стороны, "Джеймс Дин", "Эскадрилья "Лафайет", "Харви Милк" и "127 часов" - фильм за роль в котором он номинирован в прошлом году на "Оскар", с другой - "Храбрые перцем" и картина про восставших обезьян. В Голливуде считается за честь, когда приглашают в такой дорогостоящий проект. Сегодня, когда киноотрасль еще не вышла из кризиса, от таких предложений не отказываются, - видимо, этим и можно объяснить согласие Джеймса Франко сниматься. И не удивительно, что авторы новинки предпочитают давать отсыл именно к такой работе актера, как фильм "Спайдермен" 2002 года, где он сыграл врага и друга "Человека-паука" Гарри Озборна, а не к другим.
В "Восстании планеты обезьян", играя ученого Уилла Родмана, Джеймс Франко со знанием дела произносит такие слова, как "когнитивный разум", а суть его работы состоит в том, что он подарил обезьянам не просто способность соображать, но и высокий интеллект. Сделал это с помощью нового препарата, для изобретения которого у него был и личный мотив - отец героя (Джон Литгоу) по сюжету тяжело болен, у него - расстройство памяти, болезнь Альцгеймера, и чтобы клетки его мозга вернуть в прежнее состояние, просто необходимо чудодейственное лекарственное средство. Есть в фильме и доктор бородатый "Борменталь" - ассистент ученого, только судьба его в итоге сложится не по-борменталевски, хотя в некотором роде и по-булгаковски. Он станет жертвой штамма вируса, что в итоге даст авторам картины возможность "проанонсировать" зрителю последующую часть франшизы.
Чудо-средство, голливудский Преображенский испытывает на шимпанзе Ясноглазке. Однако из-за повышенной агрессивности самка умирает, оставляя маленького детеныша. Ученый берет его к себе домой, называет Цезарем и, вместе с отцом занимается его воспитанием. Умная не по годам обезьяна (препарат передался малышу от матери), выздоравливающий отец - на котором ученый нелегально испытывает новое лекарство. Особое умиление вызывают кадры, когда маленький шимпанзе виртуозно передвигается по квартире, ничего при этом не задев и даже не поцарапав. Зритель внимательно приглядываешься - играет Цезаря настоящая обезьяна или артист и решает эту головоломку примерно ходов за 15. Обезьяна не настоящая - сделана с использованием новейших компьютерных технологий, за которыми все же стоят реальные артисты. А учитывая то, что "играет" Цезаря тот же Энди Серкис, на счету которого Горлум в трилогии "Властелин колец", все время ждешь, когда же эта обезьяна произнесет "Моя прелесть…". Или хотя бы заиграет на музыкальном инструменте, как Шариков.
Идиллия начинает разрушаться, когда подружка героя Кэролайн - ее играет запомнившаяся зрителю по "Миллионеру из трущоб" - индийская актриса Фрида Пинто, предупреждает своего бойфренда, что шимпанзе растет, и он - всего лишь обезьяна.
Так и оказывается - какой бы развитый ни был у обезьяны интеллект, она - зверь и людям не друг, назови ее хоть Шариковым, хоть Цезарем. Защищая отца ученого, Цезарь избивает и ранит соседа, пугает прохожих, и… попадает в питомник для приматов. И тут в нем просыпается животное с человеческим умом, но с обезьяньим сердцем.
Главного злодея в фильме - служителя в обезьяньем питомнике - играет Том Фелтон - это второй его злодей после Драко Малфоя в картинах про Гарри Поттера. Юношу в этом году отметили на MTV Movie Awards как "Злодея года", после чего он явно решил продолжить "бандитскую" кинокарьеру. Ненавидящий обезьян парнишка в его исполнении так издевается над животными, что Цезарю остается только лишь возглавить восстание. Но перед этим сделать все, чтобы сородичи стали такими же умными, как и он. Вот почему он похищает новый препарат, разработанный в лаборатории под руководством Уилла Родмана, и под его воздействием, взгляды загнанных в клетку мартышек, шимпанзе и орангутангов становятся не просто осмысленными, но и умными. Еще бы - ведь их IQ повысился невероятно.
Восставшие обезьяны выбираются в город, где носятся по небоскребам, офисам, жилым домам и мостам. Остановить их никто не в силах. Одинокий Кинг Конг на небоскребе Empire State Building кажется странной картинкой из прошлого. Теперь обезьяномонстров множество. Смотришь на них, особо ни за кого переживая, и даже обладатель самой чувствительной души задумывается лишь о том, как именно сделан этот фильм.
Когда главный герой наконец-то заговорит человечьим голосом, в зале это вызывает лишь смех. Несмотря на то, что он скажет вовсе не слова "Моя прелесть…". А когда в конце вожак произнесет "Цезарь дома", станет ясно, что авторы фильма просто завидуют ставшей нарицательной фразе из жизни реального римского императора: "И ты, Брут!".
Фильм заканчивается кадром-предупреждением: обезьяны смотрят на нас. Что они при этом думают и чем это закончится - понять невозможно, потому что превратить обезьяно-людей обратно в животных, как это было сделано с Шариковым, американским ученым и кинематографистам не под силу. Булгакова на них не хватает.