Глава МВД Рашид Нургалиев поздравил с юбилеем старейшего сотрудника ГАИ-ГИБДД: Семену Абрамовичу Гороховскому недавно стукнуло 95. А ГАИ - лишь 75.
На автобазу московской милиции 16-летнего Семена в 1933 году помог устроить сосед по коммуналке - латышский стрелок, охранявший Ленина. Дал рекомендательное письмо, без которого даже на должность чернорабочего в органы внутренних дел не брали.
- Три года просидел в смотровой яме, - вспоминает Семен Абрамович. - Ни ванны, ни душа, ходил весь промасленный. Дома все простыни перепачкал.
На автобазе научился управлять автомобилем и получил права.
- Правила движения в то время были простые. Надо было выучить 10 дорожных знаков. Зато трудно было пройти медкомиссию. Врачи три дня проверяли. В 16 лет мне дали права. Документ назывался "Карточка на управление автомотомашинами".
Его назначили инспектором ГАИ Советского района, ныне Пресненского, и направили в подчинение к товарищу Сагирашвили.
- Я пришел в отдел и стал искать товарища Сагирашвили. Был уверен, что это грузин с большими усами. Захожу в кабинет и спрашиваю: "Где начальник ГАИ?" Миловидная женщина ответила: "Это я". Мне стало неловко. Я подумал, что это шутка.
Но это была правда. Начальницей была Елена Давыдовна Сагирашвили, мать Игоря Иванова, будущего главы МИДа. С единственной женщиной, которая работала в этой структуре, лейтенант милиции Гороховский проработал 13 лет.
В его служебные обязанности входило следить за техническим состоянием московских автобаз, проверять машины, горючее, аккумуляторы, документы, задерживать пьяных водителей. Так как Москва находилась на осадном положении, то сотрудники ГАИ должны были следить за порядком. По ночам помогали угрозыску.
Работа в ГАИ была опасная. Хотя без курьезов не обходилось.
- Однажды мы ночью ехали по Лесной улице. Вдруг видим: окно в квартире на первом этаже разбито и туда кто-то лезет. Мы за ним, а он спрятался под кровать. Достали и сдали его в отделение милиции. Думали, поймали вора, оказалось - хозяина квартиры, который напился и потерял ключи.
Гороховский часто дежурил у Белорусского вокзала на бензоколонке. Там произошел случай, который он помнит до сих пор.
- Смотрю, инспектор остановил мотоциклиста в форме полковника, держит его документы и отчитывает. Я сразу узнал молодого полковника авиации. Это был сын Сталина Василий. Мы с ним в одной школе учились. Я подлетел, выхватил права: "Товарищ полковник, можете ехать", - отдал честь и права. Тут мой напарник как закричит: "Ты что в мою работу вмешиваешься? Я нарушителя задержал!" - "А я тебе жизнь спас. Знаешь, кто это был? Сын Сталина! Ты бы через час в тюрьме сидел". Он побледнел и только смог сказать трясущимися губами: "Спасибо!"
Ветеран ГАИ уверяет, что водители в то время были культурные и воспитанные, в основном деятели искусства, артисты, в общем, богема. С инспекторами общались вежливо. Лишь раз по делу службы он столкнулся с водителем-хамом, которых, как считает Гороховский, сейчас большинство.
- Во время дежурства мой коллега остановил машину и попросил предъявить документы. Из машины послышался отборный мат. Инспектор был человек интеллигентный и снова вежливо обратился к водителю. Тот продолжал материться. Я не выдержал. Подошел. Распахнул дверь и вытащил хама за шкирку. Так с сотрудниками милиции разговаривать нельзя. Я был смелый. Настоящий орел, - шутит Семен Абрамович.