Выставка "Из истории российской фотографии", которую показывают на Остоженке, на первый взгляд, предлагает ностальгическое путешествие во времени.
По крайней мере та ее часть, где объединены работы из трех собраний: Исторического музея, Союза фотохудожников России и Московского дома фотографии, - показывает оригинальные отпечатки крупнейших мастеров начала ХХ века. Собственно, ее цель - представить работы фотографов, которые входили в Русское фотографическое общество (РФО). В частности, Николая Петрова, Максима Дмитриева, Алексея Мазурина, Николая Андреева, Андрея Карелина, Сергея Лобовикова, Анатолия Трапани и многих других.
Возможно, я ошибаюсь, но, кажется, это первая выставка, которая позволяет увидеть масштаб деятельности Русского фотографического общества. Сегодня, когда споры о том, каким должен быть творческий союз, чем он должен заниматься и на чьи деньги, надоели всем донельзя, опыт РФО выглядит совершенно невероятным. Фактически первое объединение фотографов, предельно демократичное, объединившее любителей, профи, ученых, теоретиков, существующее только на взносы и пожертвования, оно оказалось удивительно сильным, эффективным и жизнеспособным. Созданное в 1894 году, оно просуществовало до 1930 года, когда было распущено "по причине невозможности преемственности между дореволюционным и советским фотографическим движением".
Понятно, почему преемственность была невозможна. Большинство членов РФО вовсе не жаждали запечатлять тектонические сдвиги революционной эпохи, а напротив, использовали фотографию как возможность притормозить, задержать утекающее время и как шанс лирического личного высказывания. Анатолий Трапани, например, вообще, считал, что фотография "не самостоятельное искусство, как музыка, архитектура и пр., а один из видов живописи, преимущественно станковой". Похоже, его позиции многие разделяли. Достаточно посмотреть даже на названия снимков, чтобы обнаружить выразительные отсылки к "дружественным" искусствам. Так, Николай Свищов-Паола одну из фотографий 1920 года называет "Демон". И только тот, кто никогда не видел врубелевского "Демона", не узнает в развороте головы, в ее гордом профиле цитаты знакомой картины. Николай Бобир посвящает фотографию "Над высохшим руслом" (1897) памяти А.К.Саврасова: высохшие ветви деревьев над чахлой зеленью, оставшейся над ручьем, что был когда-то рекой, выглядят реквиемом по живописи XIX века. Что касается Трапани, то в его работах многие узнавали мотивы полотен Борисова-Мусатова. Иначе говоря, фотографы смотрели на мир глазами не репортеров - художников.
Не удивительно, что большинство фотографий вполне укладываются в три темы, предложенные когда-то для конкурса, объявленного в первом номере журнала "Фотограф-любитель": русский тип, археологические древности, моментальный кадр явления природы. После 1922 года годам, когда имущество РФО было национализировано, а фотоархив Общества был передан в Исторический музей, эти три темы, столь любимые пикториалистами, обрели новые оттенки. Среди типов уходящей натуры разом оказались не только крестьяне, мирно плетущие лапти на завалинке, но и волевые старухи в черных кружевных наколках (чудесный "Портрет Е.А.Селиной" (1905) Николая Петрова), усатые профессора и девушки с альбомами у окна усадьбы (фото 1870-1880, Андрея Карелина). Да и сами усадьбы в мгновенье ока превратились в руины, не хуже античных.
Но, похоже, была еще причина, сделавшая невозможность "преемственность". Это - зрелость независимого общественного объединения любителей фотографии. Впечатляет эффективность организации, которая ставила своей целью развитие искусства фотографии в России. Мало того, что был создан собственный журнал "Вестник фотографии", который до 1918 года выходил каждый месяц. Проводились съезды, конкурсы, выставки, создавался архив... Пропагандировался опыт зарубежной фотографии. Любопытно, что в 1920-х годах РФО попыталось найти приют под защитой знаменитой Академии художественных наук (ГАХН). Исследования ученых и практическая работа шли рука об руку. Похоже, РФО оказалось первым успешным общероссийским общественным творческим союзом, которое не было ориентировано на групповые интересы. Фактически РФО - это тот способ существования общественной организации, который мы потеряли. Лучшего примера "эффективного менеджмента" и самоорганизации, пожалуй, трудно сыскать. И нужно ли доказывать, что этот способ общественной жизни сегодня мог бы пригодиться не только фотографам?