Новый культурный апокалипсис пророчат ведущие режиссеры Петербурга: Алексей Герман и Александр Сокуров обратились в правительство с письмом о висящей на волоске судьбе студии "Ленфильм".
Объяснять, что такое для страны "Ленфильм", излишне: это бренд равный Большому театру или Эрмитажу. Последние годы студия жила бедно, но фильмы выходили. Теперь, по мнению ее мастеров, она может прекратить существование как бренд, способный гарантировать качество своего искусства. Мы попросили прокомментировать ситуацию известного режиссера Константина Лопушанского.
- В последние годы не прекращаются поиски новых форм существования "Ленфильма", - сказал он. - Несколько лет назад возникла идея объединения усилий по его возрождению с АФК "Система" - финансовой структурой, способной вывести студию из прорыва. Ее глава Владимир Евтушенков многое обещал, но почти все осталось на словах.
Российская газета: В чем был смысл обещаний?
Константин Лопушанский: Поднять студию, оказать ей финансовую помощь, но сохранить ее традиции и культурную программу. Но студия все ощутимее разваливалась. Было даже ощущение, что ее стараются обанкротить. А теперь стало известно, что ее хотят объединить с принадлежащими "Системе" Всемирными русскими студиями - коммерческой структурой, производящей телевизионную продукцию, то есть имеющей принципиально иную творческую программу. Однако нельзя филармонию объединить с пусть прекрасным, но рестораном. И там, и там звучит музыка, но это разная музыка! При самых добрых намерениях рестораторов филармония окажется на правах бедного родственника. Мы не хотим, чтобы подобное произошло со старейшей студией страны. У "Ленфильма" и у АФК "Система" слишком разные программы, подход, понимание искусства. В предполагаемом совете директоров нет ни одного представителя "Ленфильма". Эти люди могут прекрасно разбираться в финансовом деле, но в искусстве, боюсь, они дилетанты. И вряд ли вполне понимают, что такое "Ленфильм", его историческое наследие, традиции, которые складывались десятилетиями. И какую ценность имеет уникальная коллекция его фильмов.
РГ: Советовались ли авторы идеи с коллективом "Ленфильма"?
Лопушанский: Я отдал этой студии более тридцати лет, снял там фильмы, прошедшие во всем мире, получил за них более 50 премий, звание народного артиста и Госпремию, а теперь со мной поступают как с крестьянином, которого вместе с крепостным театром продали другому барину. И никто тебя не спрашивает - ты крепостной! Не спросили не только меня. Не спросили Германа, Овчарова, Сокурова, Евтееву, никого из ведущих режиссеров... Этот способ взаимоотношений все чаще дает себя знать, и он меня глубоко оскорбляет.
РГ: Как вы представляете себе реальную помощь студии?
Лопушанский: Есть в запуске отличные проекты, и АФК "Система" располагает возможностью обеспечить им финансирование. Тогда студия могла бы активно работать. Меня тревожат и сообщения, что "Ленфильм" может быть продан за 105 миллионов рублей. Примерно столько же стоит коттедж в Репино. А здесь огромная студия с павильонами, каких больше нет нигде, у нее одна коллекция фильмов стоит много миллионов долларов. Она расположена в самом центре Петербурга, в престижном районе.
РГ: Каковы возможные последствия объединения?
Лопушанский: "Ленфильм" перестанет существовать как художественная единица. Ему уже не понадобятся режиссеры уровня тех же Германа или Сокурова, у них программа жизни другая! Если директор варьете станет руководить филармонией, она станет варьете. Если Всемирные русские студии возглавит человек с "Ленфильма", там перестанут снимать телевизионное мыло, что тоже было бы весьма глупо. Для "Ленфильма", каким его знает мир, объединение означало бы гибель.