Мировой рынок акций потерял за неделю 4 трлн долларов

Мировой рынок акций из-за паники на биржах потерял на прошлой неделе четыре триллиона долларов, или почти седьмую часть своей стоимости.

Российский фондовый рынок за неделю стал дешевле на 407 миллиардов рублей, рассчитал для "РГ" ведущий аналитик Ассоциации защиты информационных прав инвесторов Евгений Хмельницкий. Зато рубль встретил понедельник заметно окрепшим. В пятницу он подорожал на ММВБ на 53 копейки к евро и на 24 - к доллару. Курс "американца" составляет 29,25 рубля, евро - 41,49 рубля. За неделю отечественная валюта на ММВБ уступила доллару 48 копеек, валюте Старого Света - 33 копейки. Это, впрочем, немного, если учесть, что в течение недели доллар вплотную подходил к планке в 30 рублей, а евро подбирался к 43 рублям. Так завершилась одна из самых неспокойных недель на торговых площадках.

Опрошенные "РГ" эксперты тем не менее не считают эту ситуацию зеркальным отражением 2008 года. Они надеются, что эта неделя будет менее нервной, хотя и расходятся в оценках, когда, наконец, фондовые рынки отыграют падение. Пока, несмотря на то, что ситуация в пятницу стала выправляться, этого сделать не удалось.

За неделю капитализация компаний, торгующихся на ММВБ, упала на 10,79 процента, за последний месяц - на 17,35 процента, рассчитал Хмельницкий. В значительной мере это - виртуальные цифры. Но именно они определяют цену компании при совершении сделок с ее акциями и условия заимствований. Кроме того, от этих оценок зависит благосостояние граждан, вложивших деньги в акции. В России их значительно меньше, чем за рубежом, в пределах одного процента от всего населения. Тем не менее доходность фондов акций всего за несколько дней - с 5 по 10 августа - упала больше чем на 7 процентов.

Так что владельцы паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов) понесли убытки.

Качало все площадки без исключения. И каждый день лишь добавлял неуверенности. Торги могли начаться бодрым ростом, но уже к обеду индексы дружно заваливались вниз. В пятницу сразу четыре европейские страны - Франция, Италия, Испания и Бельгия - решили приструнить спекулянтов. Они ввели на своих биржах ограничения на так называемые "короткие" продажи, или "шорты". Это один из самых спекулятивных способов ведения торгов на рынке. Короткие продажи (short selling) - операции по продаже инвесторами акций, иных ценных бумаг или валюты, которые на момент заключения сделки им не принадлежат, то есть без покрытия. При этом брокер, продавая бумаги, рассчитывает, что они упадут в цене и потом их можно будет выкупить дешевле. Такие операции помогают заработать на падающем индексе. Ограничения стали реакцией на обвал акций французских банков. Из-за слухов о слабости и даже скором банкротстве ведущих кредитных организаций их котировки в середине недели теряли по 15 процентов. Впрочем, позже выяснилось, что эти слухи были сильно преувеличены.

"При негативной ситуации на рынке "шорты" могут ее усугубить еще больше, и дело принимает более плохой оборот. Инвесторы видят, что индексы показывают "красную свечу", то есть падают, и начинают массово сбрасывать акции", - поясняет Хмельницкий. Считается, что ограничения по "шортам" помогают успокоить рынки. Такие методы использовала и Россия. Запрет на необеспеченные сделки вводился во время кризиса. Затем эти меры были смягчены, но ограничения сохранились. Как пояснили "РГ" в Федеральной службе по финансовым рынкам, "еще в 2009 году для брокеров был введен запрет на маржинальные и необеспеченные продажи ценных бумаг в случае снижения их цены на 3 процента и более". "В текущей рыночной ситуации необходимости в пересмотре этого приказа служба не видит. Вместе с тем ФСФР России будет внимательно изучать сделки последних торговых сессий на предмет выявления нарушений этого приказа брокерами", - отмечают в службе.

Впрочем, сработают ли принятые европейскими регуляторами меры, пока оценить сложно. В последний день недели они шли в рост. Но, с другой стороны, вмешательство регулятора подтверждает опасения в том, что проблемы остаются, поясняет Хмельницкий. Что может обернуться потерей доверия инвесторов, вызвать дополнительные продажи. Снижение американских и европейских рынков происходит не только из-за вброса негативной информации, но и, по объективным причинам, из-за долговых проблем стран. Фондовый рынок лишь отражает их как в зеркале, говорит эксперт. Правда, во время паники у регуляторов не так уж много мер воздействия на рынок, признает он.

При этом "пируэты" российского рынка в течение одной торговой сессии были гораздо более стремительными, нежели за рубежом. Если в Европе и США индексы падали максимум на 4-5 процентов, российские индикаторы теряли подчас до 8 процентов. Чрезмерная подвижность российских индексов является традиционной - мы и растем быстрее "старых" площадок, и падаем больнее. "Сначала зарубежные фонды, работающие на российском рынке, боялись то европейских, то американских проблем, и уходили в наши бумаги. Потом, после того, как понизили рейтинг США, они испугались за доллар и быстро вышли с российского рынка. Поэтому и была такая просадка", - комментирует ситуацию прошлой недели главный экономист УК "Финнам Менеджмент" Александр Осин. Однако неустойчивость зарубежных площадок в будущем, считает собеседник "РГ", в конечном итоге приведет к меньшей волатильности российского рынка. Они будут рассматривать вложения на наш рынок как альтернативу "старым" площадкам, соответственно, ликвидность, то есть количество денег, обращающихся на нашем рынке, будет увеличиваться. А чем больше денег обращается на рынке, тем сложнее его расшатать. Устойчивости прибавит и планируемое объединение двух российских бирж. К тому же ведутся переговоры о сотрудничестве объединенной биржи с площадками Гонконга и Германии, напоминает Осин.

Однако рассчитывать на то, что шторм на биржах стих окончательно, явно преждевременно. И регуляторам Европы и США еще придется прибегать к "ручному управлению", прогнозирует Осин. Других мер нет. Экономика слаба и не выдержит повышения налогов. Ставки и без того находятся на беспрецедентно низких уровнях. А ликвидности столько, что любой новый выброс денег приведет к раскручиванию инфляции. И это становится уже не только заботой "богатых", но и социальной проблемой.

Возможно, о более устойчивом положении европейских рынков можно будет говорить в том случае, когда ситуация дойдет до своего логического завершения. Сейчас всем ясно, что государства ЕС обременены долгами, их ценные госбумаги не обеспечены доходами стран. Но пока реальных потерь не несут ни страны-эмитенты, ни держатели этих бумаг. А страны - доноры проблемных государств ЕС сами столкнулись с трудностями. Не исключено, что кто-то должен взять на себя убытки, обанкротиться, предполагает Хмельницкий, чтобы рынок достиг своего реального дна. И это снимет неопределенность с торговых площадок. Но вопрос в том, какой ценой это будет достигнуто - случится ли мгновенный сильный обвал или рынок будет "топиться" плавно, управляемо, говорит эксперт. Второй вариант предпочтительнее. У инвесторов будет время, чтобы переосмыслить ситуацию, говорит Осин. Впрочем, это только одна из версий дальнейшего развития событий.

компетентно

Яков Миркин, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям: Рынки уже вступили в стадию успокоения. То, что сейчас происходит, похоже на угасающую амплитуду. И можно полагать, что даже появление новых негативных новостей не вызовет больше таких болезненных реакций, поскольку уже произошло привыкание к ним. И реакции игроков не будут столь острыми.

Вообще, похоже, что рынками манипулировали, причем на основе недобросовестной информации. Это спекулятивная игра. Группа игроков бродит по глобальному рынку, инициирует волатильность и риски то в одном сегменте, то в другом, то в третьем. Не случайно во Франции сейчас поставлен вопрос о проведении расследования об источнике слухов о понижении кредитного рейтинга Франции, о проблемах у французских банков.

Кстати, вспомните: торговые площадки начали резко падать за день до того, как появилась информация о понижении кредитного рейтинга США. Это значит, что на рынке действовали инсайдеры. То есть ситуация, скорее, тесно связана с информационными кампаниями на рынке, чем с фундаментальными экономическими и финансовыми факторами.

Да, акции падали. Но было понятно, что они, скорее всего, как упали, так и поднимутся в короткие сроки. Мировая экономика выздоравливает. Нужно очень постараться, чтобы сбить с ног этот выздоравливающий организм. Признаюсь, мне было неприятно, когда некоторые эксперты с серьезным видом рассуждали о начале нового финансового кризиса, когда шла высокоскоростная спекулятивная игра, основанная на манипулировании и ложных слухах. Сейчас, думаю, мировые рынки уже выходят из этой зоны. Сама по себе информация о расследованиях того, что происходило на рынке всю прошлую неделю, об исках к тем, кто этим занимается, должна успокаивать игроков, предотвращать новые высокоскоростные колебания. Очень болезненная реакция властей США на действия Standard & Poor s может также задержать последующие подобные действия других рейтинговых агентств.

Что будет дальше? Рынки очень быстро падали, поэтому могут так же быстро вернуться в плюс. Если говорить о российских фондовых площадках, то, например, индекс ММВБ потерял чуть больше 15 процентов. Это не катастрофа. Такие или еще большие колебания в России происходят ежегодно, а потом все быстро забывают о них. Осенью может быть подъем. И по итогам года рынок акций вновь может выйти с плюсом в 10-15-20 процентов. Пока все происходит по сценарию прошлого года: до мая - рост, с мая до конца лета - очень сильные колебания рынков, а начиная с осени подъем. И в целом год заканчивается плюсом.

Главная хорошая новость сегодня - это отсутствие плохих новостей, прекращение вброса ложной информации. Что может быть плохой новостью? Бросят обсуждать зону евро, перестанут заниматься суверенным долгом США и примутся за развивающиеся рынки. "Найдут" там и мыльные пузыри, и перегрев, и системные риски, например, в Бразилии или Турции. Тогда снова может начаться паника. Но тоже лишь на какое-то время. Все устали от слухов и реакции рынка на них могут быть гораздо слабее.

Что касается ослабления рубля на прошлой неделе, то обычно оно связано с выводом капитала, прежде всего нерезидентами. Плюс резиденты, российские игроки, начали заниматься тем же самым, предполагая дальнейшее ослабление рубля. Восстановление рынка акций будет означать обратную картину - начнут входить нерезиденты, соответственно вырастет спрос на рубль и он вернется на те позиции, которые были до начала этой игры.

А если заглянуть в более отдаленное будущее, то здесь все более сложно и менее определенно. У нас очень серьезная деформация курса рубля, огромный разрыв между его реальным и номинальным курсом. Это значит, что рубль переоценен. Так что существует серьезный потенциал ослабления рубля. Что на самом деле будет очень неплохо для поощрения несырьевого экспорта.