17.08.2011 23:06
Поделиться

Джеральдин Чаплин: Когда я играю убийц, обстановка накаляется даже у меня дома

Джеральдин Чаплин в особых представлениях не нуждается. Дочь великого Чарли Чаплина сейчас - знаменитая актриса, в фильмографии которой более 30 картин.

Джеральдин и ее супруг Патрисио Кастилья по приглашению XXXIII Московского международного кинофестиваля провели этим летом в Москве около двух недель. В эксклюзивном интервью "РГ" госпожа Чаплин рассказала о съемках в "Докторе Живаго", о том, как сыграла свою бабушку, и, конечно, о своем знаменитом отце.

Генетический талант

Российская газета: Хотелось бы начать беседу с вопросов о вашей знаменитой семье, но я в замешательстве, с кого начать? С вашего отца, маэстро немого кино Чарли Чаплина? Или с вашего деда, нобелевского лауреата по литературе и обладателя нескольких пулитцеровских премий Юджина О Нила?

Джеральдин Чаплин: Своего деда я не знала. Он очень плохо воспринял решение мамы выйти замуж за отца. Я, естественно, став постарше, читала и восхищалась пьесами деда. Помню, как-то с друзьями мы пошли в театр на постановку по его произведению. Я была под большим впечатлением от спектакля и начала очень эмоционально объяснять друзьям, что дед точно списал пьесу с моей большой и сложной семьи. На это один из моих друзей ответил: "Не задирай нос, Юджин О Нил списал эту пьесу с семьи каждого из нас". Думаю, эта фраза и объясняет, почему его считают отцом американской драматургии.

Чего мне стоило быть дочерью Чарли Чаплина? Меня часто об этом спрашивают. Я наслаждалась этим. Это означало, что перед тобой открывались все двери.

РГ: Каким был ваш отец?

Чаплин: На съемочной площадке он был строгим боссом, а вовсе не любящим родителем. Когда снимал "Огни рампы", он был крайне требователен ко всем, не делая нам, его детям, никаких поблажек. Мы же с братом были счастливы, что из-за съемок могли прогулять школу. В жизни он обожал внимание и публику. Наверное, как раз потому и завел себе большую семью. (Смеется.)

Когда мы семьей выбирались в ресторан, то он любил устраивать следующий трюк. В Швейцарии есть блюдо, одно из его любимых, называется "Синяя треска". Рыбу, еще живую, кидают в кипящую воду. Готовую, ее целиком кладут на блюдо. В детстве нам казалось, что у рыбины в глазах застывало выражение ужаса. Отец брал блюдо в обе руки, обнимал его и с трагичным и дрожащим голосом произносил: "Эмма! Дорогая Эмма, это ты. Я узнал тебя!" После этого высасывал у рыбины глаз и еще раз всхлипывал: "Ах, моя дорогая!"

Еще одна история происходила обычно с обязательной в ресторанах дегустацией вина. С необычайно серьезным видом отец педантично следил за тем, как вино наливают в бокал. Он тщательно оценивал его цвет, аромат, затем набирал глоток в рот и продолжительно смаковал. После чего резко поворачивался за спинку стула и на выдохе выплевывал все на пол с лицом редкого отвращения. Буквально через мгновение с невозмутимым выражением на лице отец бросал взгляд истого аристократа на официанта и с достоинством произносил: "Потрясающе, просто восхитительно".

РГ: Правда ли, что отец вам написал письмо с наставлениями для дочери и актрисы?

Чаплин: О письме я узнала от своих иранских друзей. Не знаю, откуда оно появилось, но не в духе отца было писать такие письма. Главный урок мастерства, который он нам преподал, - его собственное отношение к любимому делу.

Я - благодарный зритель

РГ: Как вам было работать с Дэвидом Лином в "Докторе Живаго"?

Чаплин: С Дэвидом мы подружились уже после съемок "Живаго". Насколько фильм получился русским? Сложно ответить. Можно с уверенностью утверждать, что он на 100% получился фильмом Дэвида Лина.

Как когда-то мой отец воссоздавал лондонские улицы в США для съемок, так и Дэвид отстроил в Мадриде два кусочка России, две улицы: богатую и бедную. Деревенские кадры снимались в испанской Сории, где той зимой не выпало ни снежинки. На площадке летала мраморная крошка, а мы кутались в зимнюю одежду и изображали, что нам холодно в 45-градусную жару. Нам не давали пить в течение дня, чтобы мы не покрывались потом.

РГ:Как вы готовитесь к ролям? Как относитесь к популярности?

Чаплин: Если мне предстоит играть реального человека или исторического персонажа, то я постараюсь найти и прочитать все, что только известно о нем. Муж вам подтвердит, насколько все серьезно. Он шутит, что когда я играю убийц, то обстановка в доме накаляется и далека от нормальной. К популярности отношусь совершенно спокойно. Нас с братьями и сестрами фотографировали с ранних лет.

РГ: В фильме "Чарли Чаплин" вы сыграли свою бабушку, каково это было: играть члена своей семьи, но в то же время пожилую женщину?

Чаплин: Ко времени съемок фильма я была уже немолода, так что при всем желании не смогла бы сыграть никого из красавиц подружек отца. (Улыбается.) Я сыграла многих героинь в возрасте. В определенной степени для меня имеет большее значение продолжать работать, и нет никаких предубеждений перед возрастными героинями.

РГ: Какое кино смотрит Джеральдин Чаплин? Как вы относитесь к новым технологиям в кино?

Чаплин: Я определенно очень благодарный зритель, очень эмоциональный. Люблю смотреть кино, зачастую это фестивальные фильмы. Очень редко смотрю коммерческие ленты. Хотя в этом году мы с мужем были на премьере третьей части "Трансформеров". Теперь мы знаем, во что же постоянно играет наш внук. Отец снял большинство своих работ в жанре немого кино. Он считал, что звук убьет кино. Мы стали свидетелями того, что звуку кино убить не удалось. А ведь когда-то и он был новой технологией киноиндустрии. Так что я не противник нового.

Хочу сниматься в России

РГ: Нравится ли вам российское кино?

Чаплин: К сожалению, я практически не знаю нового российского кино и режиссеров. Конечно, я знакома с классикой и классиками. Эйзенштейн, Пудовкин, Тарковский. Современное кино? Я даже не знаю, что сказать. Его не показывают в Испании, где я сейчас живу. На 33-м ММКФ я познакомилась с двумя молодыми российскими режиссерами: Николаем Хомерики и Сергеем Лобаном. Сергею я даже оставила свой телефон, чтобы он звонил не моему агенту, а мне напрямую, если в его следующем фильме найдется для меня роль. В его картине "Шапито-шоу" снималась молодая команда. Такие красивые юные и чистые лица.

Я осталась под огромным впечатлением от Ренаты Литвиновой. У нее эпизодическая роль в фильме Хомерики "Сердце бумеранг". В этом эпизоде она настолько владеет пространством, она задает темп и ритм. Ее движения - завораживающий танец. Короткий эпизод актриса смогла превратить в отдельное невероятное представление.

РГ: Каковы ваши впечатления от России и Москвы? Вы здесь впервые?

Чаплин: Да, наконец сбылась мечта побывать в России. Мы много путешествуем по миру, но только сейчас оказались в Москве. Россия была и продолжает оставаться местом притяжения и большого интереса. Нам не удалось за этот визит посмотреть все, что мы хотели. Я увожу отсюда в своей памяти вид Красной площади. На рассвете, днем, вечером при свете фонарей сердце Москвы выглядит поистине величественно. Увожу из России стойкое чувство, что нам точно нужно сюда еще вернуться.