На последнем заседании городского правительства была утверждена программа поддержки малого бизнеса до 2015 года. Городской малый бизнес воспринял очередной документ без особого энтузиазма.
Стремления и чаяния
Председатель КЭРППиТ Евгений Елин заявил на заседании, что половина доходов в бюджет Петербурга складывается за счет налогов на зарплату и доходы работников малого и среднего бизнеса. Налоговые поступления в бюджет от этого сектора составляют почти 30 процентов. Именно малый бизнес составляет основу комфортного проживания петербуржцев, так как в сфере бытовых услуг доля этого сектора составляет 90 процентов, 75 процентов - в организации общепита и больше трети - в торговой сфере. При этом около 40 процентов городского населения занято в малом и среднем бизнесе.
По принятой программе в ближайшие четыре года на поддержку малого и среднего бизнеса будет выделено 3,34 миллиарда рублей. При этом власти города допускают, что экономические условия могут быть самыми непредсказуемыми, и поэтому предусматривают два сценария развития экономики города.
Первый сценарий опирается на положительные, удовлетворительные показатели развития на фоне общего улучшения ситуации в бизнесе и роста и инвестиционной привлекательности. ВРП города в идеале должно составить 2866 миллиардов рублей, инвестиции в основной капитал - вырасти до 664 миллиардов рублей, а инфляция - снизиться до 5,6 процента. Второй сценарий - менее желаемый, однако в условиях нестабильности мировых рынков более вероятный. Он предусматривает медленное развитие экономики в стране в целом, снижение конкурентоспособности нашей продукции, вытеснение ее импортным товаром. В такой ситуации ВРП не превысит 2729 миллиардов рублей, инвестиции в основной капитал будут на уровне 625 миллиардов рублей.
По закону военного времени
На этом же заседании правительства привели нерадостную статистику - в этом году объемы инвестиций в основной капитал снизились на 29,8 процента - до 39 миллиардов рублей. Оборот внешней торговли Петербурга по итогам первого квартала 2011 года составил 7,7 миллиарда долларов, и превалирующая доля здесь - импортная, 6,1 миллиарда. А темпы роста цен на продовольственные товары составили 5,1 процента, на непродовольственные - 103,2 процента, на платные услуги - 7,1 процента. Инфляция по городу составит 5 процентов.
- При этом надо отметить, что половина малых предприятий в городе банкротятся в первый год работы, что опережает мировые показатели, - заявил Евгений Елин. - А в среднем предприятие малого бизнеса в Петербурге живет всего 6 лет.
На фоне этой картины малый бизнес особой радости по поводу принятия очередной программы поддержки не испытывает. Предприниматели утверждают, что малые фирмы и бизнесмены в Петербурге живут в условиях "военного времени", а все правительственные программы создаются скорее для отчетности, совершенно далекими от бизнеса людьми из власти, преследующими только свои интересы. Глава петербургской Ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков выражает мнение, что нет смысла пытаться бороться за рост "рождаемости" в малом бизнесе, когда так остро стоит проблема "детской смертности" среди малых предприятий. А "смертность" эта последние годы была вызвана сугубо действиями городских властей. Так, к примеру, он рассказал, что с 2004 года в городе прекратили существование около 40 тысяч объектов мелкорозничной торговли.
- О каком инвестиционном климате может идти речь, когда город сознательно уничтожает торговлю, отводя все больше места крупным игрокам? - пояснил он ситуацию. - Нет смысла инвестировать, к примеру, в частные пекарни, в малую промышленность, занимающуюся технологиями и оборудованием, в фермерство по одной причине - негде будет сбывать товар, некому продавать, так как торговля, являющаяся определяющей мировой отраслью, почти задавлена.
Также предприниматель признает, что основа экономики - конкурентная борьба - в городе заменена административным ресурсом. Однако мегаполис представляет огромный интерес для глобальных сетей, так как здесь большая покупательская способность населения и границы рядом. При этом гибнут не только "младенцы" среди своих малых предприятий, а сознательно истребляется крепкий бизнес, существующий по 5-10 лет.
Так, с выходом в 2005 году изменений к постановлению правительства N 1398 было предусмотрено упорядочение размещения временных (некапитальных) объектов на городской территории - сюда попали прежде всего мелкие торговые точки, объекты общепита и автосервисов. По данным городской Ассоциации малого и среднего бизнеса, с момента принятия поправок, когда в городе функционировало около 900 точек мелкорозничной торговли, за три года их количество сократилось до 200.
Также программы по развитию магазинов шаговой доступности, поддерживающие малый бизнес, на деле отводят лакомые торговые места определенным компаниям, довольно избирательно. По данным Алексея Третьякова, на момент реализации программы в Петербурге, в Москве уже было около 2 тысяч магазинов шаговой доступности, за год у нас открылось несколько единичных точек - в Москве показатель достиг пяти тысяч. При этом за это же время Петербург выбился в лидеры по количеству торговых сетей.
Вас тут не стояло
Как заявлял координатор Промышленного совета Петербурга Сергей Бодрунов на обсуждении концепции промышленного развития города, cейчас в целом у различных производств Санкт-Петербурга предостаточно проблем, тормозящих их развитие.
- Утрачено технологическое лидерство, бывшее у нас в советское время, - заявлял он, - городская экономика не является пока инновационной, так как упор делается на традиционные, старые продуктовые рынки, на производство продукции, а не технологий и идей. В городе нет глобально значимых технологических сетей, эффективных производств, присущих любой развитой экономике. Инвестиции и кадры "утекают" пока в более финансово привлекательные сферы.
Губернатор также неоднократно подчеркивала, что, если, пока не поздно, не перейти на высокотехнологичный уровень экономического развития, нашу промышленность ждет стагнация. Кластеризация и инновационный сценарий - единственно возможный в нынешней ситуации, если действительно думать о конкурентоспособности продукции на рынке. И бизнес начал откликаться. Малые предприятия Петербурга готовы предложить инновационный подход в любой сфере - от строительства домов и спасения людей до производства махровых полотенец. При этом дорога в городские кластеры для наших бизнесменов закрыта, а КЭРППиТ отвечает, что продвижение инновационных продуктов на рынок в руках самих предпринимателей.
- Оправданность того же автокластера не ясна, - продолжил Алексей Третьяков, - учитывая огромные вливания городского бюджета, он должен окупиться примерно через 160 лет, притом что срок возврата инвестиций обычно не превышает пяти лет.
Также, по словам бизнесмена, наши небольшие предприятия-инноваторы, желавшие вступить в какой-либо из развивающихся городских кластеров, получали ответ, что это возможно, только если наняться работать под крупным иностранным брендом кого-либо из тамошних резидентов. Так что столь продвигаемая кластеризация не способствует развитию местного бизнеса, который "выжимается" из выгодных отраслей.
По мнению представителей малого бизнеса, государство может оказать поддержку только одну - созданием благоприятных законодательных условий или мониторингом законов с точки зрения их препятствия развитию бизнеса. Ни от каких грантов и программ пользы никогда не было и не будет, показывает практика работы предпринимателей. Более того, активное подавление мелкого предпринимательства приводит к повышенной политизации бизнеса и зарождению независимых настроений в предпринимательской среде.