В среду на острове Лидо открывается 68-й Венецианский кинофестиваль - Мостра, т.е. Выставка, как называют его итальянцы.
Мостра - бабушка всех фестивалей: в 1932 году явилась на свет по идее амбициозного Муссолини и получила имя Выставки кинематографического искусства. СССР на первой в мире киновыставке представил "Землю" Александра Довженко и "Путевку в жизнь" Николая Экка, который, по итогам зрительского голосования, и получил первый в истории кино международный приз за лучшую режиссуру. В разные годы лауреатами Венеции становились наши режиссеры Марк Донской, Григорий Александров, Александр Птушко, Игорь Таланкин, Григорий Козинцев, Петр Тодоровский, Сергей Соловьев, Андрей Кончаловский, Самсон Самсонов, Никита Михалков, актеры Алексей Дикий, Наталья Аринбасарова, Михаил Ульянов, операторы Вадим Юсов и Михаил Кричман. Венеция открыла миру такие русские таланты, как Андрей Тарковский, Андрей Звягинцев и Алексей Федорченко, - они взяли главные призы Мостры: первые двое - Золотых Львов, Федорченко - Золото за лучший дебют. В общем, Венеция по традиции надеется на Россию, Россия, регулярно проигрывая в Берлине и частенько - в Канне, надеется на Венецию.
В этом году на Золотого льва претендует фильм Александра Сокурова "Фауст" - заключительная часть снятой им тетралогии о людях власти, его версия трагедии Гете в изложении Юрия Арабова, сыгранная на языке оригинала. Кроме того, в побочных программах участвуют "Портрет в сумерках" Ангелины Никоновой по сценарию Ольги Дыховичной и экспериментальная работа Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана "Бирмингемский орнамент". В самые последние перед открытием дни в программе "Горизонты" появился десятиминутный фильм Алексея Германа-младшего "Из Токио" с Мерабом Нинидзе и Чулпан Хаматовой. Судя по аннотации и режиссерскому заявлению, личные воспоминания автора о семейной даче в более не существующей стране причудливо связались с судьбой японцев, многие из которых после землетрясения потеряли все, составлявшее их жизнь. Алексей Герман в Венеции частый гость: в разных программах здесь были его "Последний поезд", "Гарпастум" и "Бумажный солдат"; последняя лента удостоена Серебряного Льва за режиссуру.
Задача фестивалей - не просто показывать лучшее в международном кино: отбор всегда субъективен, и качество представленных картин возбуждает много споров. Они полезны тем, что отслеживают и делают зримыми тенденции в кинотворчестве. Они пытаются уловить новое еще в зародыше - и способствовать его развитию, стимулировать художественный поиск, давать путевку в жизнь молодым талантам. Заявления, которые делают фестивальные боссы перед очередным стартом, всегда носят программный характер. Директор Мостры Марко Мюллер в недавнем спиче поделился наблюдением: кино теряет коммерческие способности, "оно перестало взаимодействовать с общественными вкусами и отвечать коллективному воображению". Ага, дошло, наконец, и до фестивалей! Уж если Венеция с ее рафинированными вкусами зафиксировала разлад творцов с публикой - значит, проблема нешуточная. Кино распалось на две части: фестивальный артхаус для крайне узкого круга и массовая продукция крайне низкого качества. Ни та, ни другая половина уже не остаются, как прежде, в истории кино и в памяти зрителей: удивили чем-нибудь этаким - и сгинули навсегда. "Наружный блеск рассчитан на мгновенье, а правда переходит в поколенья" - как сказано в том же "Фаусте".
Изменилась сама территория поисков: ищут в области не творчества, а техники. Удивляют то трехмерной картинкой, то фильмом, пахнущим бананами, соревнуются в компьютерных примочках. Попытка Джеймса Кэмерона сделать 3D элементом киноязыка не была подхвачена: "новое кино" предпочитает более легкие пути и пытается нас чем-то поразить, шокировать, оглушить. Хотя на экранах было уже всё, и удивлять больше нечем. Мостра планирует очередную конференцию по цифровым технологиям "Кино: близкое будущее" - но вернется ли этот разговор в русло художественного творчества, сомнительно. "Современность фильма никак не связана с развитием техники, - сказал по этому поводу Марко Мюллер. - Режиссеры, умершие много лет назад, кажутся более современными, чем иное новое кино". И вспомнил по этому поводу Росселлини, чьи фильмы востребованы до сих пор.
Фестиваль открывается конкурсным фильмом "Мартовские иды" - экранизацией политической драмы Бо Уиллимона об интригах в дни губернаторских выборов. Это режиссерская работа давнего любимца Венеции Джорджа Клуни, он же сыграл главную роль губернатора Морриса. На той же церемонии открытия будет дан старт и внеконкурсной программе - она начнется лентой петербургского режиссера Виктора Косаковского с испанским названием "Vivan las Antipodas!" ("Да здравствуют антиподы!"). Это самый дорогой проект отечественной документалистики - его бюджет перевалил за два миллиона евро: деньги понадобились для путешествий по миру, ибо тема фильма - жизнь антиподов, людей, которые, с нашей точки зрения, ходят вверх ногами.
Фестиваль обещает 65 мировых премьер, причем в главном конкурсе - впервые за послевоенную историю Мостры - только премьерные показы. Всего отборщики посмотрели 2511 игровых картин против 4251 в прошлом году. Фестивали гордо козыряют такими цифрами, хотя как раз цифры говорят о качестве просмотров: смотрят "впрокрут", выносят приговор, не ухватив сути. И часто берут не глядя - за громкое имя, за репутацию, за "отношения". В истории Мостры есть случаи, когда фестиваль уже был в разгаре, а работа над конкурсной картиной еще заканчивалась - видеть ее никто не мог. Так было, например, с "Пустым домом" Ким Ки-дука.
Всего в борьбу за Золотого Льва вступают 23 фильма - из Франции ("То лето страсти" Филиппа Гарреля с Моникой Беллуччи и Луи Гаррелем, "Цыпленок со сливами" Марианны Сатрапи и Венсана Паронно и "Резня" Романа Поланского по сценарию, написанному им в швейцарской тюрьме), Германии ("Опасный метод" Дэвида Кроненберга о Зигмунде Фрейде и Карле Юнге), Греции ("Альпы" Йоргоса Лантимоса), Израиля ("Обмен" Эрана Колирина), Италии ("Ночью" Кристины Коменчини, "Tвердая земля" Эмануэль Криалезе и "Последний землянин" - фэнтези Джана Альфонсо Пачинотти об очередной встрече с грушеголовыми инопланетянами), Японии ("Котоко" Шиниа Цукамото, манга "Химису", режиссер Шён Соно), России ("Фауст" Александра Сокурова), Гонконга ("Простая жизнь" Ан Хуи и "Жизнь без принципов" Джонни То), Тайваня ("Герои племени" Вэй Те-Шена), США ("Техасские поля убийств" Эми Канаан Манн, "Мартовские иды" Джорджа Клуни, "4.44. Последний день на Земле" Абеля Феррары, "Киллер Джо" Уильяма Фридкина и "Темная лошадка" Тодда Солондза), Великобритании ("Стыд" Стива Маккуина, "Грозовой перевал" Андреа Арнольд и "Лудильщик, портной, солдат, шпион" Томаса Альфредсона по роману Джона Ле Карре времен холодной войны. В нашем прокате эту ленту назвали "Шпион, выйди вон!". Шпион, разумеется, советский). По традиции в разгар фестиваля, как черт из табакерки, явится "фильм-сюрприз". До сих пор он прилетал с Востока и, было дело, брал Золотого льва (как в 2006-м "Натюрморт" китайца Цзя Джанкэ).
Почетного "Золотого льва" за вклад в киноискусство вручат итальянскому классику Марко Белоккьо. На заключительной церемонии покажут его картину 1971 года "Во имя отца" - обещают не реставрацию, а новую работу, смонтированную из материалов оригинальной ленты.
Жюри главного конкурса возглавит американский режиссер Даррен Ароновски - лауреат "Золотого Льва" за фильм "Рестлер"; в жюри конкурса дебютов входит режиссер из Екатеринбурга Алексей Федорченко - многократный лауреат Венеции за фильмы "Первые на Луне" и "Овсянки". Председатель жюри конкурса "Горизонты" - лауреат "Золотого Льва", автор "Натюрморта" Цзя Джанкэ.
Пока Мостра-2011 - чистый лист бумаги. В ближайшие десять дней на нем оставит следы стадо отборных новейших картин. Останутся ли они в памяти? Прав ли в своем пессимизме директор фестиваля? Как говорил Мефистофель, "Котам нужна живая мышь, их мертвою не соблазнишь"...