05.09.2011 11:00
    Поделиться

    "РГ" выяснила, как работают в Новороссийске антикоррупционные меры

    Корреспондент "РГ" выяснил, как работают в крупном приморском городе антикоррупционные меры

    За год на телефон "горячей линии" для сообщений о фактах коррупции в Новороссийске поступило... три звонка.

    В приморский город корреспондента "РГ" привело желание рассказать о необычной "Видеостудии гласности", которая начала действовать в Новороссийске. В материале одной из местных газет сообщалось, что все желающие запишут видеообращение к мэру Владимиру Синяговскому: "Горожане смогут пожаловаться на нерадивых чиновников, на любые злоупотребления, связанные с работой школ, больниц, детских садов, жилищно-коммунальных служб, транспорта и других предприятий и организаций".

    Причем запись монологов в самых людных местах вели сами чиновники. Интересно, о чем говорили в объектив видеокамеры местные жители и как на их жалобы отреагировали власти?

    Гласность по расписанию

    В муниципалитете за подробностями журналиста сразу перенаправили к создателю проекта Наталье Шумилиной. Правда, предупредив, что здесь она уже не работает.

    - "Видеостудия гласности" действительно функционировала, - подтвердила Наталья. - Но прошла лишь трижды. После моего ухода из администрации не слышала, чтобы ее еще проводили. Причем с каждым разом обращений собирали все меньше. На старте - почти два десятка, затем - пятнадцать и наконец - только восемь. Правда, на все из них горожане получили письменный ответ. Кому-то помогли решить проблему, другим отправили письмо с объяснением причины, по которой сделать это администрация не в силах.

    В управлении по взаимодействию с правоохранительными органами администрации Новороссийска (оно курирует и это направление работы), заверили, что точка еще не поставлена. Правда, когда видеостудия снова откроется для горожан, пока не решено.

    - Этот проект записан в наш план по организации борьбы с коррупцией, - говорит начальник управления Валерий Лисицкий. - Но в постоянном режиме "Видеостудия гласности" работать не будет. Максимум раз в месяц, а то и реже. Чаще - просто неэффективно. Она и так не очень-то популярна. Тратим бюджетные деньги, а люди не приходят - боятся обращаться открыто. О нарушении законодательства в образовании и здравоохранении горожане предпочитают сообщать анонимно. А это не позволяет наказывать виновных и привлекать руководителей "провинившихся" подразделений к ответственности. Нужны конкретные факты, а их нет. В основном люди говорят о проблеме в целом, а конкретные ситуации и имена не называются.

    Переходит ли количество в качество

    При дальнейшем изучении проблемы выяснилось, что для "борьбы с коррупцией" в Новороссийске действует, пожалуй, самый разветвленный в регионе комплекс мер. В их числе - "горячая линия" для сообщений о фактах коррупции, интернет-приемные главы города и начальника УВД на интернет-сайте "Новороссийск без бюрократии", а еще свой "антикоррупционный совет".

    Похоже, именно это и произвело впечатление на краевые власти. За что на одном из совещаний губернатор Александр Ткачев даже поставил в пример другим городам и районам Кубани опыт властей Новороссийска в общении с населением и похвалил их систему обратной связи.

    Но возникает вопрос: пропорционально ли количество услуг их эффективности? Ведь на ту же антикоррупционную "горячую линию" (плакаты с номером телефона расклеили во всех муниципальных учреждениях) за все время ее существования обратилось всего-то три местных жителя. Чиновники кивают на "плохую информированность населения". А вот у некоторых у рядовых новороссийцев имеется и другая версия.

    - Я была одной из немногих позвонивших, - вспоминает Лариса Савинская, об истории которой недавно рассказала наша газета ("Пожаловался - заплати", "РГ", автор Татьяна Павловская). - Представившись, высказала предположение о возможной коррумпированности должностных лиц, разрешивших строительство многоэтажки рядом с нашим домом. И реакция последовала быстро. Правда, довольно неожиданная: руководитель строительной фирмы, кстати, городской депутат, подал иск в суд на меня и других жителей, подписавших письма с протестами против стройки и потребовал "опровержения порочащих деловую репутацию сведений". Удивительно, но суд удовлетворил его требования.

    Не помогли даже представленные представителям Фемиды документы, казалось бы, полностью подтверждающие правомерность жалобы.

    - Нам же продолжают говорить: мол, "звоните - поможем"! - удивляется собеседница. - А я ведь не только о своих личных проблемах рассказывала по телефону, а потом и писала чиновникам. Просила защитить интересы нескольких десятков семей. Исходя из нашего опыта, вполне можно сделать вывод, что обращаться на "горячую линию" по борьбе с коррупцией гражданам лучше не стоит. Безопаснее, получается, безмолвствовать?

    Системный сбой

    Обязательно стоит упоминания и еще одно "оружие в борьбе против коррупции" - проект, призванный бороться с нарушителями при помощи Всемирной паутины.

    С 2006 года в городе функционирует сайт "Новороссийск без бюрократии" (www.nrbb.ru). В нем две общественных интернет-приемных: мэра и начальника УВД города. Правда, послания к главе и ответы на них на сайте не публикуются. Рядовой пользователь может только отправить свое письмо. Причем со своими обязательными (ФИО, почтовый адрес). Здесь также имеется таблица контроля писем, где фиксируются фамилии заявителей, тип жалобы, дата "постановки ее на контроль", количество дней на контроле и должностное лицо, которое должно устранить проблему в течение 14 календарных дней.

    Но буквально в начале прошлого года в Сети неожиданно появился еще один интернет-проект - "Город без бюрократии" (www.bezburokratii.ru), призванный "помогать и решать проблемы горожан, обратившихся с просьбами и жалобами". Но он явно копировал функции предыдущего.

    К тому же, по словам пользователей, в работе "нового" сайта начались сбои: не открывались некоторые разделы. Потом какое-то время он просто не функционировал - на странице появлялось слово "ошибка".

    А сегодня, если перейти по ссылке www.bezburokratii.ru, попадешь... на официальный видеоблог главы Владимира Синяговского. О первоначальной активно разрекламированной функции интернет-проекта власти, судя по всему, уже не вспоминают.

    Следующим нововведением стал антикоррупционный совет. Его официальное название - Совет по противодействию коррупции в сферах деятельности местного самоуправления. По замыслу создателей, его основная задача - получение объективной информации о ходе реализации реформы. Правда, большинство входящих в него горожан... те же чиновники - чуть ли не весь руководящий аппарат администрации. Выходит, во властных структурах просто не может быть коррупции?

    В результате же всех этих мер и работы правоохранителей в Новороссийске с начала года возбуждено всего 11 дел по фактам коррупции (из них в отношении чиновника - одно).

    Получается, в таком большом городе эта проблема чуть ли не совсем решена?

    Комментарий

    Елена Морозова, доктор философских наук, завкафедрой государственной политики и государственного управления Кубанского госуниверситета:

    - На сайте "Новороссийск без бюрократии" в ресурсе "Народный контроль обращений граждан" зафиксировано более 170 записей. Среди них, кстати, обнаружилось и обращение Ларисы Савинской. Здесь указано, что над ним работает лично Владимир Синяговский. У мэра есть возможность дать мастер-класс своим подчиненным - как же надо работать с обращениями граждан.

    Не думаю, что у жителей города специфические установки относительно коррупции и борьбы с ней. Это часть общероссийского социального ландшафта. Нередко социально-политические программы и проекты вырождаются в кампанейщину, главная цель которой - грамотно отрапортовать.

    Можно ли говорить о каких-то особенностях коррупции на муниципальном уровне? Два фактора бесспорны: "коррупционным магнитом" является решение многих проблем, связанных с муниципальной собственностью. Второй - местное сообщество обладает "эффектом аквариума", все на виду, все знают всё про всех. Как показал социологический опрос, проведенный в муниципальных образованиях семи регионов РФ (опрошено 2445 человек), более 60 процентов дававших взятки заявили, что величина взятки им была ясна заранее.

    В условиях, когда местное самоуправление жестко встроено в вертикаль власти, наиболее востребованными становятся механизмы подражания и переноса: региональная власть по отношению к местной демонстрирует те же сущностные черты, которые проявились у власти центральной в отношении к регионам. А главы районов транслируют ту же модель по отношению к поселениям. Вниз передано столько функций, что муниципальные служащие едва успевают писать отчеты. А мы ждем, что они наладят диалог с гражданами...

    Есть и психологические корни коррупции: лишь пять процентов взяткодателей испытывают страх при совершении коррупционной сделки, 10-15 процентов чувствуют стыд, около 20 процентов - ненависть к власти. Остальные относятся к коррупции как к обыденному явлению. И все считают борьбу с коррупцией неэффективной.

    Большие надежды возлагаются на современные технологии, позволяющие избегать посредничества чиновников и получать госуслуги через электронные сервисы. На этот счет уже появился анекдот: "На следующий день после введения в эксплуатацию электронного правительства за взятки были арестованы два сервера и один накопитель".

    Однако любые технологии все-го лишь инструменты. Инструменты деятельности. А деятельность немыслима без субъектов, которые действуют, и воли. Если их нет, технологии производят фальшпродукты.

    Поделиться