Технические характеристики среднемагистрального лайнера Як-42

Як-42 - среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолет выпускался Смоленским авиационным заводом (1977-1981), а чуть позже, в 1978-м году, был налажен выпуск на Саратовском авиационном заводе.

Разработка самолета началась в середине семидесятых годов в связи с потребностью "Аэрофлота" в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолёта Як-40 с большей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант также отличается от самолета Як-40 полностью стреловидным хвостовым оперением, спаренными колёсами на каждой опоре шасси, и более мощными двигателями.

Самолет представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трехопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором.

Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию "Аэрофлот" в конце 1980. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером "СССР-42529", произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984). В 1988 начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003-м году, но в цехах завода оставался еще один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолетов Як-42Д практически прекращено, в связи с прекращением деятельности ЗАО "Саратовский авиационный завод".

Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами - Боинг-737 и Аэробус A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом для авиакомпаний, которые его эксплуатируют по сегодняшнее время.

Лётно-технические характеристики
Характеристика      Параметр
Производился     1980—2002
Фирма-производитель      Яковлев
Тип

Среднемагистральный,
узкофюзеляжный

Длина 36,38 м
Высота хвоста 9,83 м
Размах крыла 34,88 м
Площадь крыла 150 м²
Крейсерская скорость 0,75 M (810 км/ч)
Дальность полёта 2900 км
Высота полёта 9100 м
Вес пустого 33 500 кг
Взлётный вес максимальный 57 500 кг
Экипаж 2 пилота и 1 инженер
Число пассажиров 120
Двигатели 3 Прогресс Д-36
Тяга двигателей 3×63,74 kН