По данным исследования кадрового агентства АНКОР, растет количество сотрудников, увольняющихся с насиженных мест из-за плохой атмосферы в коллективе, потери интереса к выполняемым задачам и постоянных переработок. По мнению экспертов, покидают работу из-за подобных причин те сотрудники, чьи работодатели пренебрегают внедрением нестандартных видов мотивации.
"Нестандартная мотивация воздействует на эмоции человека, что, по мнению психологов, является самым мощным видом воздействия, - уверена бизнес-консультант Инна Абрамова. - Нестандартная мотивация - это еще и своеобразный способ пиара для руководства, повод продемонстрировать своим сотрудникам заботу о них".
По мнению экспертов, нестандартная мотивация является действенным методом удержания людей в условиях дефицита кадров, при формировании лояльности, повышении производительности труда и иногда является более эффективным методом по сравнению со стандартной мотивацией, особенно это становится актуально, когда компания не может позволить себе увеличить зарплату сотрудникам.
В нестандартных формах мотивации преуспели японские компании. Владелица маркетинговой компании, где большинство сотрудников - женщины, озаботилась комфортной психологической обстановкой в коллективе. Она провела опрос среди подчиненных и выяснила, что подавляющему большинству для создания комфортной обстановки не хватает отгула по причине "разбитого сердца". Многие женщины глубоко переживают расставание со своими "половинками", а для японок это порой оборачивается настоящей драмой. Владелица компании решила включить это в свою мотивационную программу. Женщине в возрасте до 24 лет, если в ее жизни наступает расставание с любимым человеком, предоставляется в качестве отгула один рабочий день, в возрасте от 25 до 29 лет - два дня, а после тридцати - три. Руководительница компании объяснила подобную градацию тем, что женщина в возрасте тридцати лет глубже переживает разрыв с мужчиной, чем молодая девушка.
Еще одна японская компания решила предоставить своим сотрудницам полудневный выходной в дни осенних и весенних распродаж, чтобы прекрасная половина компании смогла посвятить эти часы шопингу. Дело в том, что в Японии в дни распродаж сотрудницы тайно от своих работодателей бегают по магазинам, а купленные вещи сдают в привокзальные камеры хранения, а затем возвращаются на работу. Решив легализовать подобные походы по магазинам, владелец компании смог заметно повысить лояльность у сотрудниц.
Приживутся ли японские идеи на российской почве, большой вопрос. Портал Superjob провел исследование и выяснил, что для россиянок "зализывание ран" после любовного разрыва дома в одиночестве - самое большое зло. Для них лучше в этот период находиться на людях, посвятить себя работе и забыться в оперативных делах. Поэтому эксперты советуют при выборе методов нестандартных мотиваций полагаться на индивидуальные особенности коллектива.
Сложнее придется тем работодателям, чьи подчиненные находятся на удаленной работе.
"Наш человек очень социальный, и многие ходят на работу из-за коллектива, - считает главный редактор ИА "РИА Мода", специалист в построении эффективных систем удаленных коммуникаций, дистанционного контроля, домашнего офиса. - Поэтому человек, который находится физически далеко, все равно должен быть максимально включен в коллектив при помощи корпоративной сети или хотя бы рассылки. Он должен быть в курсе всех перипетий, которые происходят в команде. Я бы советовала всем руководителям, у которых есть сотрудники на удаленной работе, найти время и пообщаться с ними. Включенность в проблемы таких сотрудников формирует лояльность и прекрасно мотивирует".