15.09.2011 23:28
    Поделиться

    Дайверы из Татарстана возвращают имена без вести пропавшим морякам

    Аквалангисты из Татарстана возвращают имена без вести пропавшим морякам

    Дайверы отделения Русского географического общества (РГО) в Татарстане участвовали в экспедиции по исследованию и увековечиванию памяти экипажа российского эсминца "Лейтенант Пущин", который 95 лет назад налетел на мину и затонул у берегов Болгарии.

    Его нашли еще в прошлом году болгарские дайверы, но детально изучить эскадренный миноносец они не могли, потому что эсминец является собственностью России. Обследовать "Лейтенанта Пущина" удалось только в конце нынешнего лета, когда на дно Черного моря в рамках проекта "Поклон кораблям Великой Победы" погрузилась международная команда, в которой были и российские аквалангисты. По окончании экспедиции эсминец официально был признан "морской братской могилой", а члены команды "Лейтенанта Пущина" перестали считаться без вести пропавшими. В числе тех, кто исследовал эсминец и увековечивал память погибших моряков, был и председатель отделения РГО в Татарстане, водолаз-исследователь, обладатель Кубка мира по дайвингу Дмитрий Шиллер. Он рассказал корреспонденту "Российской газеты", с чего начинается исследовательская работа и какую миссию выполняют аквалангисты.

    Сочли за честь

    - Мне сложно передать словами, какие чувства испытываешь, когда встречаешь такой корабль под водой. Дрожь пробирает, когда понимаешь, что здесь до последней минуты бились десятки моряков, - говорит Шиллер. - Мы как-то с друзьями подбирали определение к слову "мужчина", и кроме как "надежный" ничего придумать не смогли. Так вот, на этом корабле кроме как надежных, других не было.

    Дмитрий Шиллер поясняет, что ни минуты не сомневался, принимать ли участие в акции "Поклон кораблям Великой Победы". Проект задумали еще шесть лет назад, когда Федерация подводного спорта России предложила установить точные координаты гибели экипажей российских и советских кораб-лей и подводных лодок на Черном и других морях, идентифицировать их и тем самым вычеркнуть из списка пропавших без вести всех моряков, которые согласно документам служили на этих судах.

    - На флоте всегда был жесткий порядок, поэтому мы сразу можем назвать поименно всех, кто был на судне, - поясняет председатель отделения РГО в РТ. - Есть такое понятие, как боевое расписание, согласно которому во время боя каждый человек на судне был приписан к определенному месту или орудию. Так что, если аквалангистам посчастливится найти пряжку в какой-либо части корабля, мы с точностью сможем сказать, кому она принадлежала.

    Поднимать на поверхность личные вещи погибшего экипажа в качестве сувениров не принято. И дабы такого желания ни у кого не возникло, нужно добиться, чтобы корабль признали "братской могилой", куда вход запрещен. А вот если эти находки помогут установить название судна, тогда другое дело.

    - Чтобы идентифицировать корабль, нужно собрать доказательную базу, - рассказывает Дмитрий Шиллер. - Это может быть что угодно - рында, снаряжение, оборудование, судовой журнал и всевозможные документы. Не удивляйтесь, они могут сохраниться даже лучше, чем на суше.

    Эсминец "Лейтенант Пущин" внутри не исследовали. Повезло, его опознали сразу, во время первой экспедиции. Болгарские аквалангисты смогли прочитать название. Прошло почти сто лет, а надпись хорошо сохранилась. Тогда с носа корабля подняли только орудие, сейчас его восстанавливают в музее Варны. Здесь же в этом году отдали честь погибшему экипажу.

    На самом эсминце, несмотря на то, что был шторм, аквалангисты закрепили памятную табличку с именами 75 погибших членов экипажа. Дайверы говорят, что под водой принято так же, как и на земле, поклониться павшим...

    Помогите найти клад

    На счету Дмитрия Шиллера десятки подобных экспедиций. Его мечта исследовать русский Север - Баренцево и Белое моря, на дне которых покоится множество тайн. Но средств самих аквалангистов на это не хватает, а очередь из желающих вложить деньги в экспедицию пока не выстраивается.

    Зато не проходит и недели, чтобы дайверам из Татарстана не предложили поискать на дне озера клады.

    - Все, кто к нам приходит, уверены в том, что мы обязательно найдем сокровища, - рассказывает Дмитрий. - Каждый идет со своей легендой, которые похожи одна на другую: "Мне бабушка рассказывала, как в том или ином месте один богатый человек из села спрятал клад". Как-то нам даже предложили поискать скелеты до-исторических животных... Обращались в наше общество и монахи из Раифского монастыря. По их рассказам, на дне Раифского озера лежат колокола, которые туда выбросили, когда в советские годы разоряли монастырь. Мы искали, но пока ничего не нашли.

    На дне города

    Несколько недель назад молодежный подводно-исследо-ватель-ский отряд Русского географического общества РТ погрузился на дно Волги в районе села Куралово Спасского района Татарстана, там, где когда-то стоял старинный купеческий городок Спасск, основанный еще Екатериной II в одно время с Чистополем и Тетюшами.

    Его затопили в пятидесятых годах прошлого столетия, когда запустили Куйбышевскую ГЭС и крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище. Чтобы переселить всех жителей из сел, которые должны были уйти под воду, потребовалось два года. Некоторые дома сначала разбирали по бревнышкам, перевозили и собирали заново в другом месте. А что не смогли увезти, рассказывает Шиллер, например, Троицкий собор, здания педучилища и тюрьмы, взрывали, чтобы строения не торчали потом, как айсберги, из воды, не мешали судоходству.

    Эта экспедиция - всего лишь разведка местности, чтобы определиться, в каких условиях придется работать во время подводных исследований. Тем не менее ребята вернулись на берег с богатым урожаем. Они нашли на дне всяческую утварь, которую во время переезда оставили жители затопленных сел, - болты, подкову, ухват для печи, черепки от горшков и даже косу. Теперь дно Спасска дайверы обследуют только следующим летом.

    - Стоит рассказать о том, как этот отряд у нас появился, - говорит председатель отделения Русского географического общества в Татарстане. - В прошлом году мы выезжали в лагерь боевых искусств на встречу с подростками. И разговорились с ребятами, которые в лагере хулиганили. Я им сказал, что их ровесники в годы Великой Отечественной войны Москву отстаивали. Ребята опешили... Когда мы поближе познакомились, решили, что надо бы их энергию направить в мирное русло. Так и родился в нашем обществе молодежный под-водно-исследовательский отряд.

    - Дело-то хорошее, - говорит Дмитрий Шиллер. - Мы все спортсменов готовим, но ведь хочется, чтобы было место и для приключений. Поэтому решили открыть при федерации комитет, который будет заниматься научно-исследовательской деятельностью. А то у нас археологов много, а подводных археологов нет...

    Пока что в молодежном подводно-исследовательском отряде не очень много бойцов. Но в обществе уверены, что со временем глазки загорятся и у других ребят.

    Поделиться