Посол: Италия меняет правила выдачи виз россиянам

6 сентября в редакции "Российской газеты" состоялся "Деловой завтрак" с Чрезвычайным и Полномочным Послом Италии в России Антонио Дзанарди Ланди.

Его приезд в нашу страну практически совпал с началом Года Италии в России. В связи с этим культурное сотрудничество между нашими государствами резко увеличилось. И, как заверил Дзанарди Ланди, после окончания календарного года на спад оно не пойдет. Впрочем, культурной сферой наш разговор не ограничился. Господин посол поделился своим видением возможного решения тех проблем, с которыми в последнее время столкнулись Италия и объединенная Европа.

"Российская газета": Господин посол, большое спасибо, что нашли время к нам заглянуть.

Антонио Дзанарди Ланди: Я бы в свою очередь хотел поблагодарить "Российскую газету" за то внимание, которое она уделяет Италии. Нас действительно поразило ваше предложение сделать два приложения, посвященных Италии, в этом году. И, естественно, мы благодарны за большое подспорье для отношений между Россией и Италией в виде приложения "Россия сегодня" в газете "Ла Репубблика".

РГ: За окном сентябрь, уже прошло больше половины этого года. Какие мероприятия Года Италии в России, на ваш взгляд, оказались наиболее значимыми и больше всего вам запомнились? И к чему еще нам быть готовыми эстетически?

Дзанарди Ланди: Самые главные события еще впереди. Мы, итальянцы, все время опаздываем, поэтому самые важные события будут происходить в конце года и даже захватят начало следующего. Надеюсь, вызовет большой интерес и поразит всех огромнейшая выставка произведений Караваджо. Такое количество его работ никогда не вывозилось из Италии. Торжественное открытие намечено на конец ноября, на выставке будет представлено 12 полотен Караваджо - самые особенные и самые известные.

В Эрмитаже пройдет выставка фресок из города Геркуланум. Речь идет о фресках, которые были сняты со стен в конце XVIII века и о гигантских статуях в бронзе и мраморе. 10 сентября в Третьяковской галерее открылась выставка Антонелло да Мессины.

У нас в посольстве продолжается проект "выставка одной картины", благодаря которому мы тесно сотрудничаем с вашей газетой. У нас уже выставлялись "Дама с единорогом" Рафаэля и "Медуза" Бернини, которые потом отправились в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Также в этом музее была представлена картина Боттичелли "Паллада и Кентавр". В Эрмитаже мы выставляли работу Джорджоне "Гроза". Сейчас к нам в посольство приедут две картины Лоренцо Лотто, которые изображают мужа и жену, а также здесь будет выставлена одна картина Караваджо из вышеупомянутой выставки и "Портрет молодого человека" Джованни Беллини.

РГ: Откуда он к нам приедет?

Дзанарди Ланди: Из Капитолийских музеев Рима. Что касается музыки, первым иностранным гостем в новом отреставрированном Большом театре станет "Ла Скала". Будет Сан-Карло-ди-Наполи в Мариинском. Сейчас по России гастролирует "Пикколо-театро" со спектаклем "Арлекин, слуга двух господ". На этой неделе он начнет выступления в Ханты-Мансийске.

Для нас было очень сложно что-то вывозить за пределы Москвы, выставлять в других городах, потому что у посольства нет там своих структур. Тем не менее в провинции с большим успехом прошло очень много мероприятий - например, Фестиваль кино в Вологде. К сожалению, я не смог там быть. Вообще среди всех событий, в которых я участвовал, больше всего меня поразили три очень маленьких мероприятия в Салехарде. Мы почувствовали фантастическое гостеприимство. Для меня стало огромным сюрпризом, что там много людей, которые любят Италию, говорят на итальянском языке.

Также нас поразило, что в 30 российских городах состоялись мероприятия в рамках Года культуры, в которых посольство не принимало никакого участия. Их организовали сами россияне, начиная от Владивостока и заканчивая Калининградом. Это доказывает крепость дружбы между Россией и Италией.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

РГ: Мы бы хотели выразить вам особенную благодарность за "Даму с единорогом". Чтобы посмотреть ее в галерее Боргезе, надо записываться за месяц. Также мы бы хотели попросить при поддержке "Российской газеты" устроить в Москве ретроспективу фильмов Микеланджело Антониони. Он сам не успел этого сделать, хотя хотел. Просто нам будет очень жалко прощаться с тем интенсивным культурным обменом, который происходит последние полгода. Может быть, сохраним эту планку хотя бы еще годика на два?

Дзанарди Ланди: На самом деле это неизбежно. Мы опаздываем со всеми культурными событиями. В том числе по этой причине Год культуры станет такой вещью, которая никогда не заканчивается. В плане культурного сотрудничества мы поднялись на новую ступень, с которой уже не опустимся. Единственную сложность таит в себе поиск финансирования. Но я не сомневаюсь в успехе, потому что в Италии хорошо знают о том, что культура является мощным инструментом коммуникации и присутствия в других странах.

Для того, чтобы убедить итальянское правительство в необходимости финансирования российско-итальянского культурного сотрудничества, мы приводим в пример две цифры, которые могут сослужить хорошую службу. Во-первых, в этом году Генеральным консульством Италии в Москве будет выдано на 50 процентов виз больше, чем в предыдущем. Всего больше 600 тысяч виз. Это одна треть от всех итальянских виз, которые выдаются в мире. Мы надеемся, что некоторая часть этих туристов решили поехать в Италию, именно потому что они приняли участие в каких-то событиях в рамках Года Италии в России или узнали о них.

То, что мы выдадим 600-700 тысяч виз за год, не только подпитывает туристическую индустрию в Италии, но и сильно объединяет две страны. Люди знакомятся друг с другом. Турист, который приехал в Италию, потом, возможно, купит какие-то итальянские изделия, отправит своего сына учиться в итальянский университет или начнет какую-то экономическую деятельность с итальянским партнером.

Есть еще кое-что, позитивно влияющее на наши отношения. Я не уверен, что у культуры в этом большая заслуга, но все же она есть. Как вы знаете, Италия сейчас переживает не лучший момент с экономической точки зрения. Единственная вещь, которая идет хорошо, - это экспорт. И вот вторая цифра: за первые шесть месяцев этого года экспорт в Россию увеличился почти на 30 процентов. При этом нам еще предстоит очень долгий путь, потому что потенциал вашей страны не до конца освоен с нашей стороны. Мы в Россию экспортируем одну треть от того, сколько экспортируют немцы. До этого объем экспорта в РФ каждый год немного снижался, и только в 2011-м мы пошли в рост.

РГ: Продолжим тему виз. Раз уж Генеральное консульство Италии так много выдает их россиянам, не собираетесь как-то облегчить эту процедуру?

Дзанарди Ланди: В этом году мы выдали пять тысяч бесплатных виз тем, кто участвует или организует какие-то мероприятия в рамках Года культуры. Естественно, мы не можем выдавать много бесплатных виз и расширять условия для их получения. Но мы можем сделать немножко по-другому. Итальянское Генеральное консульство в Москве сейчас выдает визы каждый раз на большую протяженность времени, длительность визы увеличивается. Чем больше человек туда ездит, тем на больший срок она дается.

РГ: А вы не исключаете возможность введения границ внутри шенгенского пространства? Об этом было много разговоров после того, как в Европу и, в частности, в Италию хлынул поток беженцев из Северной Африки. Сегодня, правда, наоборот, в виду кризиса еврозоны мы слышим, что нужен более сильный центр, возможно создание Соединенных Штатов Европы. Или сохранится статус-кво? Как по-вашему?

Дзанарди Ланди: На самом деле в шенгенских соглашениях указываются условия, на которых граница может на некоторое время закрываться. При этом упомянутый вами эпизод не подвергает сомнению принцип шенгенской зоны. Хотя, конечно, сейчас экономическая ситуация довольно сложная во многих странах. Мы должны сейчас очень много работать, чтобы найти решения, которые приведут к экономическому росту и развитию. Однако мы очень далеки от Соединенных Штатов Европы. Тем не менее Европа единая, интегрированная и обладающая обоснованно однообразными нормами, очень важна для правительства и для большей части населения Италии. Например, моих дочерей зовут Катерина Европа и Бенедетта Европа, что является демонстрацией того, что мы верим в это.

РГ: А как Италия вообще отнеслась к нестабильности на севере Африки? С одной стороны, то, что там происходит, особенно в Ливии, предоставляет огромные новые возможности для итальянских компаний. С другой стороны, юг Италии буквально заполонен беженцами.

Дзанарди Ланди: За тем, что происходит в Северной Африке, итальянское правительство следит очень внимательно, так как в виду географического положения это для нас очень важно. Раньше иногда у нас были напряженные отношения с господином Каддафи. Но за последние годы в Ливию вошло много итальянских компаний. Перед началом войны двадцать процентов нефти Италия экспортировала именно из Ливии. Из-за войны Италии пришлось искать альтернативных поставщиков нефти и газа. В данном случае нас поддержала Россия, проявив готовность возместить Италии недостающий газ.

Потом итальянскому правительству совместно с поставщиком газа и нефти компанией "Эни" удалось договориться с временным правительством Ливии, что все контракты будут возобновлены. Конечно, сейчас очень сложно понять, что происходит в Ливии и каково будет влияние всей этой ситуации. Для этого нужно время.

Италия имеет богатые традиции диалога со странами Северной Африки и с арабскими странами. До весны этого года Италия была лидером по экспорту в эти государства. Очень долго Италия инвестировала туда человеческие ресурсы, был широкий культурный обмен, были города-побратимы. Мы очень много сотрудничали с Алжиром, Тунисом и Египтом. Теперь правительство Итальянской Республики будет пытаться способствовать стабилизации ситуации. Мы, являясь первым географическим бастионом на пути из Африки, как никто другой заинтересованы в поддержке новых демократических правительств в этих странах, чтобы можно было наладить контакты и построить совместный диалог.

Незаконная миграция стала для нас очень серьезной проблемой. Лампедуза, Апулия, Сицилия - это территории, которым первыми пришлось принять десятки тысяч людей, состояние которых с медицинской точки зрения не всегда было очень хорошим. Хотя я и нахожусь в Москве, а не на Лампедузе, я знаю, что мы пытаемся решить эту проблему с помощью гуманизма и доброжелательности. Законодательство Итальянской Республики и мнение итальянского народа не позволяют просто закрывать людей. За исключением каких-то маргинальных случаев, вернуть этих людей в страну их происхождения очень тяжело. Единственное возможное решение - интегрировать их в наше сообщество: предоставить им место проживания, работу. Но это очень сложно. Это дорогостоящий и очень деликатный процесс.

РГ: Задавая этот вопросы, мы надеялись поговорить о так называемой европейской мультикультурной модели, которая явно не работает. Мы знаем и о беспорядках, которые были связаны с беженцами, и о том, что итальянское правительство пыталось переправить часть из них во Францию. Что происходит с этой моделью в Италии?

Дзанарди Ланди: Действительно большинство беженцев - выходцы из франкоговорящих стран, бывших колоний. Как правило, у всех них есть во Франции родственники, к которым они желают присоединиться. Однако в этом смысле итальянское правительство получило небольшое разочарование в европейской солидарности. Мы поняли, что европейская интеграция - это сложный процесс, в который надо вносить изменения, чтобы понимать, как нужно решать подобные проблемы.

РГ: Давайте перейдем от политики к более простым вещам - например, гастрономии. Удалось ли вам посетить какой-нибудь из московских итальянских ресторанов? Насколько их кухня идентична итальянским канонам? И какое ваше любимое итальянское блюдо?

Дзанарди Ланди: Пока моя супруга и дети еще не приехали, я очень часто ходил в "Кантинетту Антинори", расположенную недалеко от нашего посольства, где проводил деловые встречи. Второй ресторан, в котором я иногда ем, это "Семифреддо". Там превосходнейшая итальянская кухня. Она, пожалуй, более проработанная, чем оригинальная, но там очень вкусно.

Надеюсь, что в ближайшие месяцы я не прибавлю 6-7 лишних килограмм, потому что меня ждет небольшая экскурсия по московским итальянским ресторанам. Дело в том, что у нас в посольстве состоится мероприятие под названием "Вкусная Италия", где можно будет попробовать итальянскую кухню. А мое самое любимое блюдо - это ризотто по-милански с шафраном и мясо на косточке.

РГ: А какое вино предпочитаете?

Дзанарди Ланди: (после паузы) Это оказался самый сложный вопрос (смеется). Выбор из белых вин для меня прост. Так как я сам из области Фриули, я предпочитаю фриуланские белые вина. А что касается красных вин, я мечусь между областями Пьемонт и Тоскана. Но так как в Тоскане я провел больше времени и знаю много местных производителей вина, то, наверно отдам предпочтение ей.

Несколько лет назад вина, которые были произведены на юге Италии, в таких регионах, как Сицилия или Апулия, мало кто знал. Но сейчас производители сделали большой скачок в качестве. Один из показателей этого то, что во многих ресторанах Москвы сейчас легко найти южное вино, россиянам оно нравится.

РГ: Спасибо, мы воспользуемся вашими советами! Мы бы хотели поблагодарить господина посла за эту встречу и выразить две надежды. Во-первых, что это был не последний ваш визит в "Российскую газету". А во-вторых, я надеюсь, что выражу общее мнение, если обращусь к господину послу с просьбой поработать в Москве как можно дольше. Мы почувствовали, что ваше присутствие здесь - это реальное благо для нашего культурного сотрудничества.

Дзанарди Ланди: С моего приезда это самый лучший комплимент, который я получил. Я тоже на это надеюсь.