В повестке нынешнего форума много актуальных вопросов, но над всеми, хотим мы того или нет, довлеет тень "Фукусимы", как четверть века назад было с Чернобылем.
Конечно, нельзя напрямую сравнивать осень 1986 года, когда советская делегация во главе с академиком Валерием Легасовым привезла в Вену и представила членам МАГАТЭ беспрецедентный по степени открытости и объему информации доклад о произошедшем на Чернобыльской АЭС, с тем, что мы наблюдаем сегодня в отношении событий на "Фукусиме". Причины случившегося у них и у нас, да и масштабы беды разные.
Но признать аварию на атомной станции в Японии только внутренним делом этой страны никто не согласится. Довольно остро этот вопрос встал в июне, когда на основании данных японской стороны был составлен первый официальный отчет МАГАТЭ о событиях на "Фукусиме-1". Его краткую версию еще до публикации эксперты назвали недостаточной и комплиментарной по отношению к самой Японии.
Тогда же родилось и было опубликовано на нескольких языках (в том числе в "Российской газете") громкое заявление NEVER AGAIN ( "Никогда больше"), подписанное известными специалистами, учеными-атомщиками и руководителями национальных надзорных органов в области атомной энергетики и ядерных технологий. Среди прочего они призывали укрепить и расширить полномочия тех, кто выдает разрешения, согласовывает проекты и контролирует безопасность в атомной сфере. Отдельные нормы требовали более жесткого закрепления в национальных законодательствах, другие - нуждаются в международном правовом регулировании.
Рекомендации специалистов звучали в унисон с предложениями, которые выдвинул и президент России Дмитрий Медведев на встрече с главами государств "восьмерки". В первую очередь это поправки к двум важнейшим международным конвенциям - о ядерной безопасности и об оперативном оповещении о ядерной аварии. Еще летом новые формулировки официально вручены гендиректору МАГАТЭ как депозитарию упомянутых конвенций и сейчас находятся в стадии рассмотрения, пояснил "РГ" руководитель департамента коммуникаций "Росатома" Сергей Новиков.
Одна из поправок предусматривает разработку и принятие некоего общего регламента и порядка взаимодействия в треугольнике "государство - эксплуатирующая организация - национальный регулирующий орган" на случай чрезвычайных ситуаций. Опыт "Фукусимы", особенно первые часы и дни после удара стихии, показал, что это чрезвычайно важно "в целях управления аварией и снижения уровня ее последствий". Тем более это важно там, где операторами атомных станций выступают не государственные, а частные компании, как это распространено в Японии, США, Германии.
Что касается Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, то в нее среди прочего предлагается внести положение, которое бы регламентировало содержание представляемой информации об аварии, ее сроки и регулярность, а также порядок соотнесения такой информации с официальной шкалой оценок ядерных событий INES.
Все эти поправки продиктованы опытом, вынесенным при ликвидации аварии на ЧАЭС, и тем, что весь мир наблюдал на "Фукусиме". Российская делегация, которую в Вене возглавляет Сергей Кириенко, намерена добиваться, чтобы уже в 2012 году специально созванная конференция МАГАТЭ утвердила назревшие изменения. Тем временем Совет управляющих атомного агентства принял "план действий", направленный на повышение безопасности АЭС. В США и Великобритании его поддержали, а власти Германии возглавили ряды критиков, заявив, что после событий на "Фукусиме" таких мер явно недостаточно.