Этого события ждали 20 лет. Театр Наций, расположившийся в здании некогда знаменитого Театра Корша, вновь открыл свои двери для первых зрителей.
Зрители и в самом деле были первые во всех отношениях. От количества первых лиц государства - прошлого и нынешнего - рябило в глазах. Красная ковровая дорожка, ведущая с улицы на широкую лестницу театра, оживление, служба безопасности - все выдавало необычайную значимость события.
Здание Театра Корша, построенное за три с половиной месяц в 1885 году, позже перешедшее в хозяйство МХАТ, а в 1991 году отданное новому Театру Наций, к началу нового века уже дышало на ладан. Реконструкция растянулась на десятилетия. Когда художник, автор новых интерьеров театра Александр Боровский вошел в здание четыре с половиной года назад, он ахнул: казалось, что взорвалась бомба. 20 лет назад, сняв исторические кресла, их сожгли, и новый художественный руководитель театра, по совместительству "прораб", Евгений Миронов уже не надеялся восстановить их внешность. Но тут выяснилось, что Александр Боровский вытащил из огня единственное кресло, точно знал, что оно ему пригодится.
Серый и терракотовый - два главных цвета - сообщают всему пространству ту шикарную скромность, которая свойственна подлинному аристократу. Главные "аттракционы" не сразу бросаются в глаза. Но вот, спустившись вниз, обнаруживаешь стилизованный под добротный век промышленных революций гардероб (его здесь отроду не бывало), а поднявшись в фойе второго этажа, не сразу понимаешь, где зеркала, а где окна. Зеркала отражают старинные оконные рамы и улицу, внося в нарочито сдержанную атмосферу интерьера визуальный праздник: встречу с отраженным образом прошлого.
В духе декорационных новаций Боровского поступил и режиссер праздничного вечера открытия театра Василий Бархатов, выступивший в жанре "высокого" светского капустника. Строители, почти все время заполнявшие сцену (студенты курса Олега Кудряшова - в касках и синей робе), напоминали сегодняшних гастарбайтеров, чьими силами и был построен новый театр, и эпоху сталинской индустриализации с ее созидательным пафосом.
Жестом открытия стала мировая премьера небольшого сочинения Сергея Невского, в котором звуки стройплощадки трансформировались в тревожные и бравурные музыкальные созвучия. Его исполнил Камерный оркестр MUSICA VIVA. Остроумный микс советского правительственного концерта с традиционным актерским капустником, перформансом и соцартом, разбавленный высокими технологиями предвыборного пиара: такого корпоратива еще не бывало. Не каждый день увидишь Кудрина, Дворковича, Горбачева и Табакова, радостно аплодирующих танцам гастарбайтеров. Или северокорейских детсадовцев из Пхеньяна, привезенных специально, чтобы исполнить здесь зажигательное попурри из советских и корейских шлягеров, пока над их головами торжествует видеоинсталляция в духе соц-арта: Ким Чен Ир, приветствующий свой народ (7 миллионов заходов на You Tube - сообщили ведущие). А дальше - Мусоргский, "Картинки с выставки", Бородин с "Половецкими плясками" в новейшей аранжировке Дмитрия Власика, Большое па-де-де Россини в иронической хореографии Кристиана Шпука и блестящем исполнении Ульяны Лопаткиной и Марата Шемиунова, сама Анастасия Вертинская, читающая стихи отца. We are the champions на татарском языке в исполнении Чулпан Хаматовой и группы "гастарбайтеров". Наконец, видеоинсталляция на темы дружбы народов и попурри мелодий народов бывшего СССР в исполнении "Терем-квартета".
В финале вышедший на сцену Евгений Миронов, триумфатор с элегантной палочкой для больной ноги, успел поблагодарить всех, кто помогал театру и стройке, а затем весело объявил: "А теперь дискотека для строителей!". И на сцену вышел оркестр Горана Бреговича, способный расшевелить даже мертвых.