Пятьдесят лет прошло со дня гибели легендарного польского режиссера Анджея Мунка. Ему было сорок лет, но он был в начале своего блистательного кинематографического пути. Этот путь прервала автокатастрофа. Остались фильмы: "Героика", "Косоглазое счастье", "Человек на рельсах" и другие картины, которые сегодня называют классикой "польской школы кино".
"Он был представителем "рационального крыла" польского кино, его творчество часто противопоставляют творчеству Анджея Вайды - романтика. А оба они вместе - это и была знаменитая "польская школа кино", - рассказал "РГ" известный польский режиссер и писатель Казимеж Кутц, когда-то один из студентов Анджея Мунка в знаменитой киношколе в Лодзи.
Режиссер-романтик Вайда вспоминал о режиссере-рационалисте: "Вместе со смертью Мунка закончились дискуссии, которые он вел со своими студентами в Лодзинской киношколе. Мунк ввел уникальный прием, который впоследствии перенял профессор Бжезинский в своей преподавательской практике в США. А именно, делил аудиторию на две части и в лекции для одной части студентов яростно защищал какую-то точку зрения, а в другой - не менее яростно громил. А в конце занятий говорил обеим частям аудитории: "Теперь вы думайте над этим сами".
Анджей Мунк - режиссер-загадка. Эксперты польского кино считают, что источники легенды, которой овеяны его личность и творчество, следует искать и в его ранней смерти, и, главное, в убеждении, что то, что он создал и оставил нам как творец, и то, чего он не успел сделать, содержит какую-то тайну. Речь идет не только о его художественных фильмах, но и о документальных лентах, таких как "Звезды должны гореть", "Воскресное утро", "Голубой крест", "Прогулка по старому городу". По этим картинам можно изучать его путь к художественному кино, как и по его пестрой биографии: прежде чем стать режиссером, он учился на архитектора, окончил факультет права в Варшавском университете. Во время гитлеровской оккупации был вынужден скрываться из-за своего еврейского происхождения, участвовал в Варшавском восстании, был членом Польской объединенной рабочей партии, но разочаровался, изменил свои взгляды и был исключен. Он привносил в кино свой жизненный опыт, загадку, которой был он сам. О том, как он погиб, "РГ" рассказал Казимеж Кутц: "Он заканчивал съемки очередного фильма, вся съемочная группа переезжала в студию в Лодзи. Он ехал на машине, когда садилось солнце, оно било ему в глаза, а водителем он был неудачным - это факт. У него не было к этому способностей. Сбоку выехал большой грузовик, они столкнулись". "Я думаю, что польское кино сегодня выглядело бы иначе, если бы Анджей Мунк жил дольше", - это слова Анджея Вайды.