Госдума планирует принять проект нового федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", который вызывал ожесточенную критику со стороны профессионального медицинского сообщества.
К двум вариантам развития отечественной медицины: бесплатному обслуживанию в госклиниках и развитию частных медучреждений - правительство, в свою очередь, пытается добавить третий - платную государственную медицину.
На программу модернизации здравоохранения в стране планируют потратить 460 миллиардов рублей. Значительная часть их должна пойти на оснащение клиник оборудованием и ремонт, в этом нуждаются около 70 процентов больниц. Некоторые эксперты категорично заявляют: госмедицина пребывает в критическом положении, а минздравсоцразвития лишь облагораживает общую картину, таким образом, власть не знает об истинном состоянии нашего здравоохранения.
Первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Владимир Жолобов рассказал, что укоренившееся у населения мнение, что реформа призвана перевести все медуслуги на платную основу, вызвано, скорее всего, переходом бюджетных учреждений на автономное финансирование. Чиновник поспешил успокоить: в Петербурге всего 12 медицинских учреждений, решивших стать автономными, это, прежде всего, стоматологические и бывшие хозрасчетные клиники.
Однако опасения населения не беспочвенны. Все чаще за дверями госклиник, где официально обещано бесплатное оказание медпомощи, человеку приходится раскошеливаться на самые разные услуги. Как рассказал начальник отдела по работе с гражданами территориального Фонда ОМС по Петербургу Геннадий Лопатенков, у врача бюджетной клиники появляется право по любому поводу сказать перепуганному за здоровье пациенту: "Эта услуга не входит в стандарт" - и вынудить заплатить за нее. У государства просто не хватает денег отрегулировать эту сферу из-за того, что в стране 40 процентов работающего населения трудятся "в тени", и их налоги не поступают в казну. Запретить платные услуги в клиниках власти тоже не могут - это приведет к еще большему отходу медбизнеса в тень.
- Не стоит путать плату и поборы, - поправил Жолобов. - При оказании платных услуг пробивают через кассу чек и предоставляют договор, в противном случае пациент платит врачу в карман и не может доказать факт вымогательства.
При этом многие специалисты утверждают, что в законе не уделено внимание основным проблемам, а выделенных средств не хватит на решение их всех.
Так, появилась информация, что квоты на оказание высокотехнологичной медпомощи к середине августа были выбраны уже на 80 процентов, так что больным либо отказывают в дорогих операциях, либо вынуждают их оплатить из своего кармана. По словам Жолобова, в 2011 году город запросил 30 тысяч квот, было выделено около 19 тысяч. Это значит, что при лечении трех тысяч пациентов гарантировано государственное софинансирование. Тем не менее в листе ожидания сейчас продолжают числиться 12 тысяч человек.
Другая проблема - нехватка лечебно-профилактических учреждений. Строительство поликлиник и стационаров просто не успевает за темпами возведения жилья. Правда, эксперты почему-то не берут в расчет старение населения.
Третий острый вопрос - тарифы. Минфин в новом законопроекте выступает источником всех нововведений, в том числе и практики госзаказа в медицинской сфере с 2012 года, когда за счет планового задания будет обеспечиваться зарплата медиков.
Получается, что зарплата врача зависит от количества принятых больных, а не от количества вылеченных, и сами работники медсферы признают: чтобы успеть принять как можно больше пациентов, на каждого из них приходится тратить меньше времени, что идет в ущерб качественной диагностике.
Также требует вмешательства ситуация с лекарствами. 85 процентов от общего объема продаваемых в России препаратов - импортные, и цены на них существенно завышены. Это привело к тому, что из 700 тысяч льготников только 180 тысяч пользуются льготами на лекарства. Остальные отказываются от пакета, так как не могут на выделенные 570 рублей в месяц обеспечить себя нужными лекарствами.
- Только с 2005 по 2010 год финансирование медсферы возросло в 2,5 раза, в этом году собираются выделить 30 миллиардов рублей, - пояснил член координационного совета Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Абдин. - Однако картина за эти годы не изменилась - прежние огромные очереди и недоступность первичной медицинской помощи.
При этом Абдин отметил, что с начала процесса модернизации здравоохранения было заведено 83 уголовных дела в этой сфере. В медицине уровень коррупции составляет 23 процента от общего уровня в стране. За такие огромные деньги, которые выделяются на программы, по его мнению, можно было бы ликвидировать все очереди на медуслуги. При этом Абдин утверждает, что никакого диалога между властью и бизнесом нет, все письма и запросы, отправленные ассоциацией в комитет по здравоохранению, остаются без ответов.
- Частникам говорят: входите в систему ОМС, но только с полным спектром услуг, от диагностики до реабилитации, - продолжил он. - Это все равно что пекарю поставить условием производство колбасы для получения разрешения на торговлю. То есть у учреждений узкого профиля, занимающихся, например, только амбулаторной помощью, нет никаких шансов войти в систему на таких условиях.
- Закон сработан наспех, он не отвечает на главный вопрос: какой же должна быть в итоге наша медицина и по какому пути развиваться? - считает депутат петербургского ЗакСа, член комиссии по здравоохранению Владимир Зуйков. - В документе прописаны права пациентов, но ничего не говорится об обязанностях врачей. Закон оставил больше вопросов, чем ответов.
Эксперты склоняются к мнению, что врачей необходимо мотивировать на повышение качества первичной помощи, а об этом в законопроекте ничего не говорится. При сохранении действующей системы, с большой вероятностью, выделенные средства не дойдут до адресатов или будут потрачены не по назначению. По мнению представителей частной медицины, никакие объемы финансирования не помогут преодолеть системных проблем здравоохранения, если не будет введена ограниченная ответственность госучреждений здравоохранения в рамках автономной некоммерческой организации.