22.09.2011 11:53
    Рубрика:

    "РГ" выяснила, сможет ли малая авиация ДФО работать в следующем году

    Сможет ли малая авиация ДФО выполнять перевозки в следующем году

    Меры повышения авиационной безопасности предусматривают установку на воздушных судах бортовых систем раннего предупреждения о близости к земле и предупреждения столкновений. Сделать это необходимо в срок до 1 января 2012 года.

    После этой даты самолеты Ан-24 и вертолеты Ми-8, не прошедшие переоснащение, должны быть выведены из эксплуатации. Надо учесть, что региональные рейсы выполняют небольшие перевозчики с парком из трех-пяти самолетов отечественного производства 1980-1990 годов выпуска. Поэтому этот вопрос чрезвычайно болезнен для многих районов Дальнего Востока, где единственный круглогодичный транспорт - воздушный.

    Как будут модернизировать систему региональных воздушных перевозок в округе, выясняли корреспонденты "РГ".

    Перед пенсией

    В Якутии больше половины действующего самолетного парка составляют остатки флота, сформированного в 1955-1990 годы. Средний возраст воздушных судов приближается к 20 годам. В республике самолеты Ан-24 выполняют основную часть рейсов. Но менять их попросту не на что: по оценкам специалистов, предлагаемый аналог - Ан-140 - не подходит для грунтовых взлетно-посадочных полос Якутии.

    На Чукотке в настоящее время существует только одна компания, осуществляющая региональные и местные авиаперевозки. Она находится в сложном финансовом положении из-за сравнительно небольших объемов грузопотока и пассажирооборота в Чукотском АО. Летный парк предприятия включает четыре самолета Ан-24 и Ан-26, а также десять вертолетов Ми-8.

    -Регулярные авиаперевозки на 11 местных линиях Хабаровского края осуществляют две авиакомпании. Первая выполняет рейсы на самолетах Ан-24, Ан-26-100, Як-40, вертолетах Ми-8. Вторая - на самолетах Ан-28 и Ан-38, вертолетах Ми-8, - отметил заместитель начальника отдела пассажирских и грузовых перевозок министерства промышленности и транспорта Хабаровского края Дмитрий Кирсанов.

    Как рассказали в департаменте промышленности и транспорта Приморского края, самолет Як-40 летает из Владивостока в Кавалерово, затем в Пластун и обратно. На маршрутах в глубинку, где нет аэропортов, обустроенных хотя бы грунтовыми взлетными полосами, курсируют вертолеты Ми-8.

    Малая авиация Приамурья осуществляет рейсы на север области, в небольшие поселки, куда в распутицу практически невозможно добраться другим транспортом. Ежегодно самолеты перевозят более восьми тысяч человек, и пассажиропоток только возрастает.

    Социальны, но нерентабельны

    Перевозки малой авиацией в Хабаровском крае невыгодны - для обеспечения регулярного и, по возможности, доступного сообщения с отдаленными районами с 1996 года их субсидируют из средств краевого бюджета. В 2010 году на эти цели выделили почти 91 миллион рублей, на 2011-й предусмотрено финансирование в сумме свыше 102,5 миллиона. За счет этих средств обеспечили сохранение тарифов на авиаперевозки на неизменном уровне с середины 2008 года, компенсируется более четверти себестоимости перевозок.

    Все рейсы малой авиации Приморья также субсидируют из краевого бюджета. Среднегодовой объем субсидий составляет 70-73 миллиона рублей.

    -Действительно, выполнять эти рейсы в глубинку нам невыгодно, и все они являются убыточными, - подтверждает представитель компании-авиаперевозчика Павел Малышкин. - Но благодаря субсидиям стоимость перелета невелика.

    Так, по его словам, билет из Владивостока в Кавалерово и обратно стоит 768 рублей. В одну сторону - 384. Время в пути - час. Для сравнения: чтобы доехать по тому же маршруту на автобусе, надо потратить более 10 часов и 600 рублей.

    Однако, несмотря на, казалось бы, очевидную выгоду, люди предпочитают наземный транспорт. На рейс в Кавалерово нередко бывает занято всего шесть мест из 28.

    Дорогая модернизация

    Чтобы не сворачивать региональные перевозки, дальневосточникам придется переоборудовать свой авиапарк с учетом требований Федеральных авиационных правил. Уже сделаны первые подсчеты. На техническое переоборудование флота в ЧАО потребуется свыше 70 миллионов рублей. Для дооборудования 12 воздушных судов, необходимых для сохранения авиаперевозок на местных воздушных линиях Хабаровского края, - примерно 114 миллионов рублей, в том числе 96 миллионов из краевого бюджета на десять воздушных судов, находящихся в краевой собственности.

    Губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин считает, что необходимо учесть специфику северных территорий.

    -Дооборудование летного парка затрагивает многие территории, где региональные и местные перевозки носят социальный характер, - сказал глава ЧАО. - Оно потребует от региональных авиакомпаний серьезных финансовых вложений: например, для одного Ан-24 - более десяти миллионов рублей. Получается, что авиапредприятия становятся заложниками сложившейся ситуации: выполнять перевозки они с 1 января не имеют права, а не выполнять - не могут в связи с их высокой социальной значимостью и своим предназначением.

    По мнению Романа Копина, есть варианты решения проблемы: нужно либо выделить государственные средства на переоборудование летного парка, либо скорректировать действие новых правил с учетом региональной специфики. Специалисты предлагают даже отказаться от установки на самолетах системы предотвращения столкновений в связи с тем, что на северных территориях (в частности, на Чукотке) интенсивность полетов низкая. Это, по сути, исключает вероятность столкновения воздушных судов.

    Новый флот

    Хабаровская авиакомпания-перевозчик еще в начале лета вынашивала планы приобрести при поддержке правительства края самолет Ан-26-100 и три самолета Ан-24. И до недавнего времени считалось, что существующий парк воздушных судов обеспечит социально значимые перевозки на ближайшие семь-девять лет.

    Но в связи с последними авиапроисшествиями и катастрофами ситуация может измениться.

    - Не исключено, что на федеральном уровне примут решения об ускоренном выводе из эксплуатации самолетов советского производства с их заменой на более современные воздушные суда, - констатирует Дмитрий Кирсанов.

    Для замены самолетов Ан-24 и Як-40 наиболее подходящими типами воздушных судов, имеющими сертификаты летной годности для полетов в России, являются российско-украинский Ан-140 и франко-итальянский АTR-42-500.

    - Со стороны края возможна поддержка в форме предоставления государственных гарантий или софинансирования приобретения самолетов при согласовании соответствующего бизнес-плана, - обещает Кирсанов.

    По словам представителя приморской авиакомпании Павла Малышкина, в 2012 году предприятие планирует закупить шесть самолетов Ан-12, которые придут на смену Ту-134 и Як-40. Эти современные машины умеют взлетать с грунтовых полос, которыми оснащены аэропорты в приморской глубинке.

    В 2011 году начали решать проблему устаревшего авиапарка Приамурья. По словам министра по строительству космодрома Константина Чмарова, область намерена приобрести вертолет МТВ. Рассматривают вопрос о покупке самолета L410. Он рассчитан на 19 человек и способен приземляться в любых условиях. Должен появиться в Приамурье и многоцелевой самолет "Рысачок". Это подвижное, маневренное авиасудно, которое предназначено и для пассажирских, и грузовых, и санитарных рейсов.

    Мнение

    Виктор Ишаев, полпред президента РФ в ДФО:

    - Существующим авиакомпаниям никто не даст большие кредиты на покупку новых современных самолетов, они не смогут арендовать большие ангары, приобрести ремонтную базу. Единственный выход - это создание мощной дальневосточной авиакомпании. Я несколько раз обращался в министерство транспорта с предложением создать на Дальнем Востоке филиал одной из крупных российских авиакомпаний, например, "Аэрофлота", но я не увидел заинтересованности в минтрансе. Ваши проблемы - вы и решайте у себя, отвечают. Министерство вроде как поддерживает мое предложение, но ничего не делает. Существующие на Дальнем Востоке авиакомпании объединить не удается - значит, нужно создать компанию, которая бы обслуживала как дальние перевозки, так и межрегиональные и внутрирегиональные. Я буду продолжать добиваться решения этого вопроса.