Это было уже очень давно, где-то в 80-х прошлого века. Союз кинематографистов отправил в братский Узбекистан небольшую делегацию киношников. В нее входили пара популярных актеров, два-три режиссера, в том числе Татьяна Лиознова, и один критик-журналист, то есть я. На студии "Узбекфильм" нас принимали как дорогих гостей, кормили пловом, возили в местную диковинку - единственную в СССР частную полуподпольную харчевню, показывали новые фильмы, шло их обсуждение.
Там я и познакомился впервые с Татьяной Михайловной - умной, немногословной, обаятельной, язвительной, но за всем этим чувствовалась удивительно добрая натура. В этом я вскоре смог убедиться.
Перед отлетом мы все договорились сбегать на местный рынок - купить узбекской снеди и что-нибудь из сувениров - пиалы там какие-нибудь или глиняных осликов с драконами. Но принимающая сторона нам твердо заявила: никаких рынков, вам этого не нужно, в московском аэропорту каждого из вас будут ждать подарки.
Нет так нет. Сели в самолет, прилетели в Москву. Получаем чемоданы и с интересом ждем, когда на лентах покажутся обещанные подарки. Как говорится, пустячок - а приятно.
Вот ползет большой пакет с именем одной из знаменитых актрис. Вот другой, поменьше, - на нем имя одного из менее знаменитых режиссеров. Все приятно взволнованы, хотя и чуть обижены демонстративным социальным расслоением подарков. Наконец, пришел средних габаритов пакет с именем Татьяны Лиозновой. Моего пока нет. Лиозновой даже стало интересно, и она задержалась, чтобы лично проследить, получу я или не получу свой подарок. Я машу рукой, говорю что-то в том смысле, что поехали уже, не будет никакого пакета, не звезда же я на самом деле, чтобы подарки получать!
Говорю по возможности весело, но в душе, конечно, слегка обидно от такого коварства: я ведь и не ждал подарков, какого же рожна мне не дали на рынок сбегать!
Когда стало ясно, что узбекские наши хозяева раздали свои дары согласно общественному весу каждого гостя, а мой вес по узбекским нормам практически равен нулю, тут Татьяна Михайловна возмутилась всерьез. Теперь уже мне надо было ее утешать и успокаивать. Но она не успокоилась, пока после долгих препирательств и взаимных книксенов не заставила меня взять из ее пакета сверточек с красными пиалами. Отбрыкаться не удалось: режиссер Лиознова обладала мертвой хваткой, ее прославленная железная воля сгибала и не таких хлюпиков. И она не смирилась, пока я не сунул пиалы в свой чемодан.
Такое у нее было обостренное чувство справедливости.
Вот уже многие годы эти красные пиалы стоят в серванте и напоминают об этом случае. И чай из них почему-то получается особенно вкусным.
Замечательный был человек. И в большом и малом.
Читайте также:
Валерий Кичин: Татьяна Лиознова - абсолютное создание своей эпохи