Норвежцы предъявили членам экипажа траулера "Сапфир-2" обвинение

Капитан судна Владимир Писаренко обвиняется в том, что во время переработки рыбы из шпигата судна вместе с отходами за борт было выброшено несколько экземпляров рыб. Старший помощник уличен в том, что записывал разговор норвежской береговой охраны на диктофон и отказался отдать эту запись. Технолог же суда обвиняется в том, что не оказал содействие в инспекторском осмотре судна. Завтра норвежская полиция должна объявить сумму штрафа, назначенному экипажу "Сапфира-2".

- С суммой штрафа, которую нам выставит норвежская сторона, мы можем либо согласиться, либо нет, - говорит судовладелец, председатель "Рыбакколхозсоюза" Архангельской области Андрей Заика. - Далее мы переведем депозит пропорциональный этой сумме на счет суда, оно будет высвобождено из под ареста и пойдет дальше на промысел. Также мы намерены обжаловать действия норвежской береговой охраны в суде.

О величине штрафных санкций говорить пока рано. Но, по словам Андрея Заики, методика штрафов в Норвегии, как правило, основывается на оценке ущерба, а он, в свою очередь, распространяется на то количество рыбы, которое было на борту судна.

На момент задержания траулера "Сапфир-2" в его трюмах находилось три тонны выловленной рыбы. Это небольшое количество, так как за день до инцидента судно произвело отгрузку продукции.

- Этот факт еще раз говорит о том, что действия норвежской инспекции были неадекватны ситуации, - отмечает судовладелец. - Наказание несоизмеримо с нарушением.

О причинах, как несколько экземпляров рыб оказались за бортом судна, пока говорить сложно. Есть несколько версий произошедшего.

- Вполне возможно, что эта рыба была испорченна или она могла попасть на транспортер случайно, может быть, на ней имелись механические повреждения, которые произошли при транспортировке, - говорит Заика. - Но говорить о том, что экипаж ловил рыбу для того, чтобы ее потом выбрасывать, по крайней мере, абсурдно.

Напомним, что 28 сентября в открытых водах в районе архипелага Шпицберген корабль Норвежской береговой охраны W 320 "Нордкап" взял под арест российский траулер "Сапфир-2". Команде вменяется в вину выброс рыбы за борт. По имеющейся видеозаписи норвежцы зафиксировали сброс одного-двух экземпляров рыбы из шпигата фабрики судна. Более не предъявив никаких требований к капитану судна, они выдали ему устное предписание об аресте. Капитан связался с российским рыбоохранным судном "Анграпа", и запросил помощи, после чего норвежские представители береговой охраны отключили связь на "Сапфире-2". "Анграпа" пыталось установить связь с норвежской береговой охраны, однако те сообщили, что не намерены сотрудничать с российской морской инспекцией и о том, что вся информация о причинах задержания ими отправлена в контролирующие органы Норвегии и России. У капитана был изъят промысловый журнал и судовой журнал. Инспекторы норвежской рыбоохраны заглушили главный двигатель "Сапфира-2", завели буксировочный канат и повели судно в порт города Тромсе.

Прямая речь

Начальник Двинского-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Сергей Тарасов:

- Основополагающим документом рыбопромысловых отношений с Норвегией является договор от 9 февраля 1920 года между Норвегией и другими странами. Россия присоединилась к нему в 1935 году. Тогда, между Россией и Норвегией было определено, что все внутренние водные биологические ресурсы, которые находятся в Норвежском и Баренцевом морях являются единым экологическим запасом. Тем не менее, в 1977 году Норвегия единолично вносит документ, который якобы устанавливает, что зона вокруг Шпицбергена является некой особоохраняемой зоной. СССР подает ноту протеста по этому заявлению. Согласно договоренности, ни Россия, ни другие страны не стали рассматривает эту 200-мильную зону, как зону Норвегии. Все наши суда, которые находятся на промысле на данном участке, подчиняются законам РФ. То есть, это закон о рыболовстве, правила вылова рыбы для северного бассейна и так далее. Все люди, которые там находятся, также находятся под защитой нашего государства. Тяжело комментировать это событие, произошедшее с траулером "Сапфир-2", при том что норвежская сторона является нашим добрым соседом. Но, тем не менее, за последние три месяца это уже шестое задержание российского парохода.

В ноябре в Калининграде пройдет заседание ежегодной норвежско-российской комиссии. На нем будут подведены итоги того, как работали рыболовецкие суда в текущем году. Мы уже неоднократно замечаем такую тенденцию, когда случаи ареста наших судов норвежской береговой охраной происходят как раз накануне этого события.