03.10.2011 23:00
    Поделиться

    Бывший глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг борется с финансовыми аферистами, жертвами которых становятся малые инвесторы

    (перевод публикации во вкладке Russia Now в The Daily Telegraph)

    Бен Арис, Business New Europe

    Игорь Костиков, бывший глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, уверен, что защита малых инвесторов от различных финансовых пирамид, выдающих себя за настоящие инвестиционные фонды, должна стать для российского правительства задачей не менее важной, чем превращение Москвы в Международный финансовый центр, которое, в свою очередь, привлечет в страну большие инвестиции. 

     
    Мошеннические схемы широко распространены в России, отмечает Игорь Костиков. Законами они не регулируются, а в правительстве нет ни одного человека, в чьи компетенции входил бы контроль за деятельностью так называемых инвестиционных фондов.
     
    России необходим более широкий контингент инвесторов. Но недавние реформы в этой области не помогли завоевать доверие персональных инвесторов, которые могли бы вкладывать деньги напрямую в ценные бумаги. "Ультрасовременная фондовая биржа - это еще не Международный финансовый центр, - говорит г-н Костиков. - Создать отношения с малыми инвесторами, при которых они доверят свои деньги рынкам и фондам, - гораздо важнее. А их в России все еще нет. Здесь, в России, вы однажды вкладываете свои деньги, вас обманывают, вы выходите из проекта - и больше не пытаетесь инвестировать".
     
    В феврале этого года, стремясь изменить сложившуюся ситуацию, г-н Костиков создал Союз потребителей финансовых услуг" ("Финпотребсоюз"). Эта организация оказывает поддержку людям, ставшим жертвами инвестиционных афер, а также тем, кто, поддавшись напору энергичных продавцов, приобрел финансовые продукты, которые они не могут себе позволить. 
     
    Финансовые пирамиды
     
    Российские и британские мошенники используют одни и те же схемы. Для привлечения клиентов в прессе появляется реклама "международных инвестиционных клубов", обещающих малым инвесторам высокую доходность. Связавшись с "российским офисом" клуба и подписав договор, клиент передает "финансистам" средства. Позднее, пытаясь получить их назад, инвестор узнает, что фонд совершил ряд ошибок и потерял деньги. Все попытки инвестора выяснить, как и почему это произошло, очень быстро заходят в тупик. 
     
    "Обычно российским офисом оказывается абонентский ящик, юридически никак не связанный с клубом. Преследовать его в судебном порядке инвесторы не могут, - объясняет Игорь Костиков. - Российское "представительство" выступает лишь "агентом", перепродающим услуги фонда, который обычно зарегистрирован на Кипре, Виргинских островах или где-то еще. Российский офис закрывают, как только он собирает достаточную сумму. Для большинства клиентов судебный процесс за пределами России оказывается слишком дорогим. И даже в том случае, если бы они его начали, подписанный в России договор, скорее всего, не имеет юридической силы в другой стране".
     
    Объем средств, вложенных в такие фонды частными инвесторами, неизвестен. Г-н Костиков считает, что благодаря таким схемам мошенники уже сегодня заработали десятки миллионов долларов. Несмотря на это, правительство не предпринимает попыток вмешаться и начать регулировать этот бизнес: до сих пор не было создано никакого регулирующего органа и не принято ни одного закона, регламентирующего деятельность инвестиционных клубов. А тем временем аферисты, чьи действия остаются безнаказанными, проводят в местных СМИ громкие рекламные кампании.  
     
    Особая хитрость мошенников заключается в том, что их жертвами становятся далеко не все клиенты. Крупные клубы получают настоящие доходы и выплачивают прибыль большинству инвесторов. Правда, чтобы улучшить результаты, они просто крадут часть средств некоторых из своих клиентов и используют их для того, чтобы рассчитаться с остальными. Более того, эта практика - увеличивать показатели прибыльности фонда, забирая часть денег клиентов, - видимо, распространена повсеместно. 
     
    Агрессивные продажи
     
    Другой пример - не столь вопиющий, но все же далекий от характеристики "этичный" - это деятельность чрезмерно агрессивных менеджеров отделов продаж крупных банков, предлагающих такие традиционные продукты, как ипотечные кредиты или кредиты на покупку автомобиля.
     
    В погоне за бонусами они стремятся продать эти услуги даже тем клиентам, которые, как им известно, не могут себе их позволить. Никаких попыток ограничить или отказаться от такой практики не предпринимается. Даже крупнейший государственный игрок - Сбербанк использует такие технологии продаж в своей работе.
     
    В этих случаях "Финпотребсоюз" обращается в банки с жалобами потребителей и борется за их права. "Сбербанк - один из немногих банков, который готов полностью сотрудничать с нами, - рассказывает г-н Костиков. - Если региональные представительства не удовлетворили жалобы клиентов, эти люди идут к нам. Мы обращаемся в головной офис банка здесь, в Москве. И в каждом из случаев, которые уже были в нашей практике, по истечении нескольких дней клиенты получали свои деньги". 
     
    Права потребителей
     
    Частично проблема заключается в том, что среднестатистический россиянин практически не знаком со своими правами в том, что касается финансовых услуг. Должники финансовых компаний становятся их настоящими жертвами, а невыплаченный в срок кредит - основанием для запугивания. 
     
    Большинство крупных банков, специализирующихся на потребительских кредитах, имеют хорошо отработанную схему работы с проблемными займами. Информация о должнике передается в специальный департамент, специалисты которого разрабатывают новые условия возврата кредита и донимают клиента звонками. А поскольку задолженность такого клиента перед банком в среднем по России составляет 900 долларов, что немногим выше средней месячной зарплаты, то процент возврата долга достаточно высок - ведь большинство может занять такую сумму у членов семьи или друзей.
     
    Зачастую, в случае если кредит признается "невозвратным", банк продает его коллекторскому агентству. "В законодательстве о персональном банкротстве коллекторы не фигурируют. Их деятельность незаконна. Но почти никто не знает об этом", - говорит г-н Костиков. 
     
    Глава "Финпотребсоюза" называет повышение осведомленности потребителей об их правах в сфере финансовых услуг и о деятельности коллекторских агентств еще одной своей задачей. Также он стремится к созданию законодательной базы, которая смогла бы защитить интересы потребителей. 
     
    В настоящий момент "Финпотребсоюз" не имеет государственной поддержки. Однако г-н Костиков борется за ее получение в рамках программы по превращению Москвы в Международный финансовый центр.
     
    И есть надежда, что его, как бывшего главу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, по меньшей мере воспримут всерьез.
     
    Игорь Костиков возглавлял Федеральную комиссию по рынкам ценных бумаг (прежнее название Федеральной службы по финансовым рынкам) в период с 2000 по 2004 годы. В феврале 2011 года он основал "Финпотребсоюз", организацию по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг.

    Созданный на средства частных инвесторов, "Финпотребсоюз" не имеет официального статуса. К его задачам относится поддержка лиц, пострадавших от деятельности финансовых мошенников, а также тех, кто приобрел ненужные им финансовые продукты или услуги, поддавшись на агрессивные технологии продаж.
     
    Также доступна английская версия статьи.
    Поделиться