В новый государственный орган войдут четыре уполномоченных, работающих в регионе - по правам человека, ребенка, предпринимателей и противодействию коррупции. "За бортом" пока остались еще два защитника прав - уполномоченный по инвестициям (его обязанности возложены на ульяновского губернатора Сергея Морозова) и защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (до последнего момента им была глава региональной жилищной инспекции Татьяна Картузова, однако, скорее всего, уполномоченным "по совместительству" она не будет).
Как сказано в самом законе, "Палата справедливости является постоянно действующим государственным органом Ульяновской области, образованным в целях оказания содействия в осуществлении полномочий". Она получит статус юридического лица, будет иметь собственный аппарат, финансироваться из регионального бюджета и заседать не реже раза в месяц. Сколько денег нужно на содержание Палаты, пока не определено - это должны решить коллегиально ее члены.
Возглавлять новый орган будет председатель, которого уполномоченные изберут из своего состава. Должность эта, скорее, номинальная: ставить остальных членов Палаты ему в подчинение никто не будет.
- Объединение в Палату - процесс чисто технический: она создается для обеспечения работы уполномоченных. У каждого из нас есть свой аппарат, в который входит по три-четыре человека. После образования Палаты штат не увеличится: часть уже работающих с нами сотрудников перейдет в аппарат обеспечения работы нового органа, - пояснил корреспонденту "РГ" уполномоченный по защите прав предпринимателей Анатолий Сага.
Дата первого заседания Палаты будет определена после того, как губернатор вынесет кандидатуры ее членов на обсуждение регионального заксобрания, и они будут утверждены.
- Я думаю, что новый орган - это некое облегчение для тех, кто хочет обратиться за помощью к уполномоченным. Теперь это будет единая структура. Население, в большинстве своем, вообще не знает, что есть такие уполномоченные и как к ним обратиться. А вообще, это очередное объединение с громким и пафосным названием, - говорит ульяновский политолог, глава региональной Общественной палаты Нина Дергунова. - Права и возможности уполномоченных достаточно ограниченные. Их деятельность носит больше просветительский и методический характер, но это нужное дело. Уровень правовой культуры в обществе сегодня, увы, очень низкий.
Между тем, работой некоторых уполномоченных ульяновцы недовольны. К примеру, жители поселка Зеленая Роща, которых чиновники насильно заставляют переходить на индивидуальные котлы и затрачивать большие деньги на закупку оборудования и переустройство системы отопления, написали два письма омбудсмену Галине Эдвардс.
- Она приезжала к нам, пообещала помочь, посодействовать. Было это в июле. Но воз и ныне там - никакого ответа от нее мы не дождались, - говорят сельчане.
По мнению многих ульяновцев, прежде чем создавать новые органы, нужно посмотреть, как работают уже созданные. В Ульяновской области достаточно много "мертворожденных" комиссий и объединений. Например, комиссия по правам человека и развития гражданского общества при губернаторе. По некоторым данным, она не собирается уже третий год.
Игорь Корнилов, ульяновский правозащитник:
- Лично я вижу роль и значимость уполномоченных по противодействию коррупции и защите прав предпринимателей. У них есть желание общаться, они признают, если не правы. Диалог с ними есть. Но полная закрытость омбудсмена и откровенная некомпетентность уполномоченного по правам ребенка Ульяновской области ставят под сомнение необходимость создания Палаты справедливости. Так что, возможно, как объединение организационного характера, например, для обеспечения уполномоченных транспортом, она и нужна. Но как орган реально функционирующий, на мой взгляд, она будет бесполезна.