Минюст предлагает ввести регистрацию религиозных групп

Министерство юстиции РФ опубликовало для общественной экспертизы проект поправок в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Документ предлагает исключить из закона понятие религиозной группы. Этот термин позволял людям собираться вместе и верить во что угодно, без государственной регистрации. В мире масса вероучений, внести каждое из них в реестр невозможно.

К тому же вера - слишком тонкое и личное дело, далеко не каждый горит желанием обставлять свое общение с Богом какими-то юридическими или бюрократическими процедурами. Поэтому до сих пор в законе существует подобная оговорка, разрешающая духовным группам не ходить к чиновникам за визой. А крупные и признанные церкви и так оформляли свой статус.

Тем не менее, вера подчас дело и опасное. Точнее, опасными становятся те, кто слишком рьяно начинает верить. Этот процесс - поиск веры и Бога - и предлагается взять под надзор. "Религиозные объединения могут создаваться в формах религиозных организаций и учреждений профессионального религиозного образования. Религиозное объединение считается созданным с момента его государственной регистрации", - говорится в проекте документа.

Также вводится статья о государственной религиоведческой экспертизе. Порядок ее проведения, согласно проекту, устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Кроме того, Минюст опубликовал административный регламент, согласно которому будут регистрироваться в том числе и международные религиозные организации.

Предложенные поправки, быть может, и не помешают людям не совсем традиционной веры собираться вместе и молиться. Однако, если некие граждане решат объединиться и пропагандировать свою веру, они не смогут обойтись без регистрации.

Открывать легальные (скажем так) офисы смогут только официально зарегистрированные религиозные организации. Такие поправки могут создать проблемы некоторым известным религиозным объединениям с неоднозначной репутацией. Кто-то считает такие объединения сектами (не будем их называть, они и так на слуху), кто-то обычными верованиями. Суды то запрещают, то разрешают их. В мире судьба таких объединения тоже складывается по разному: где-то их признают, где-то нет. У нас представители нетрадиционных религий пока могли нести свою веру (и заниматься своим делом) и без регистрации, представляясь просто группой духовных людей. Завтра им могут прикрыть божественную лавочку.

Хорошо или плохо то, что предлагается? Мнения общественности по поводу предлагаемых поправок разделились. Но, когда вопрос заходит о вере, единого мнения и не бывает.

К слову

Кстати, среди первых христиан тоже было немало террористов. Некоторые историки предъявляют подобные обвинения даже католическим святым. "Кирилл, живущий, как фанатичный католический монах-фундаменталист, прибыл в Александрию с намерением искоренить всякую ересь, - пишет про события 5 века нашей эры книга "Варвары против Рима", подготовленная двумя британскими журналистами и историками. - Из здоровенных мусульманских братков, христианских фундаменталистов из его горного убежища, он организовал личную армию и назвал своих солдат parabalani. Этим словом первоначально называли христиан, которые отваживались помогать жертвам чумы, и оно означало примерно то же, что "экстремал", "азартный игрок", "сорвиголова". Сходство с мусльманскими талибами потрясает".

Орава таких верующих сорвиголов убила первую известную нам в истории женщину-ученую - Гипатию из Александрии. Примерно в 400 году она возглавила Платоновскую школу в этом городе, где читала лекции по философии и неоплатоновской философии. Ей также приписывают изобретении астролябии. "Сохраняйте свое право думать, потому что даже думать неправильно лучше, чем не думать вообще", - учила Гипатия. В итоге талибы-католики затащили ее в церковь, содрали одежду и изрезали ее тело на куски острыми ножами для разделки устриц. Затем они сожгли ее останки. И эти люди, заметим, надеялись попасть в рай.

Не удивительно, что многие государства предпочитают отслеживать, кто и кому сегодня молится. Страшна не конкретная вера, страшны ненависть и нетерпимость. Споры, какие течения опасны, какие нет, идут до сих пор и будут идти вечно, скорее всего, или, как минимум, до тех пор, пока мир стоит верит.