В Московском Дворце молодежи играют "Звуки музыки" - знаменитый мюзикл Роджерса и Хаммерстайна, впервые засветившийся на Бродвее в конце 50-х, экранизированный и ставший классикой жанра.
Его необычность уже в том, что сюжет взят из реальной жизни: послушница монастыря Мария становится воспитательницей семерых детей овдовевшего аристократа, австрийского национального героя фон Траппа, влюбляет в себя и его, и детей, создает семейный вокальный ансамбль. Но приближается Вторая мировая, Австрия становится частью нацистской Германии, патриот фон Трапп отвергает ультимативное предложение возглавить фашистский флот и бежит с семьей в Швейцарию. В этом сюжете есть все для зрительского счастья: красивая любовная история, поющие дети, кукольные тирольские танцы, патриотический пафос и хитроумная интрига, напряженная, как в триллере, и сценически эффектная, как и должно быть в мюзикле. Наконец, есть бескрайние альпийские просторы - живое выражение идеи освобождения как от душного монастырского быта, так и от политической грязи. Этот мюзикл с великолепной музыкой Ричарда Роджерса всегда пользовался в мире громовым успехом, и взявшаяся за него компания Stage Entertainment поставила в Москве свой лучший, самый совершенный спектакль.
Он переполнен светом, любовью и радостью. Сценограф Зиновий Марголин превзошел себя, создав оформление монументальное и легкое одновременно: оно метафорически передает безбрежность альпийского воздушного океана, игрушечность австрийского пейзажа, изысканную строгость аристократического поместья, благородную готику монастыря, легкими штрихами намечает эпоху и даже чуть ностальгирует по уникальному фильму Роберта Уайза, - лаконичное, легко трансформирующееся, емкое, праздничное. Дорвавшись до настоящего музыкального материала, воодушевленно звучит оркестр под руководством Мариам Барской, хороши ансамбли, хореография Яруна Лёйтена азартна, забавна, обаятельна; живописны и тоже играют важную драматургическую роль костюмы Виктории Севрюковой.
Но первым номером в этой постановке Евгения Писарева идут дети. И не потому, что присутствие детворы на сцене само по себе вызывает в зале прилив энтузиазма. В "Звуках музыки" детям отведена важная роль и в драматургическом развитии, и в музыке, им нужно сыграть тоску по родительской любви, им поручены сложные вокальные партии - сольные и ансамблевые. Притом что дети у фон Траппа, разумеется, всех возрастов - от пяти до шестнадцати. И вот эти крошечные создания из Детского музыкального театра юного актера легко переигрывают взрослых и по музыкальности, и по абсолютной органичности существования на сцене. В эту шумную компанию прекрасно вписывается и старшая дочь фон Траппа Лизль в исполнении одаренной Марии Иващенко: ей нужно сыграть переход от детской ребячливости к первой любви, от наивной романтики к осознанию жесткой реальности, и молодая актриса с акварельной тонкостью намечает формирующийся на наших глазах, мужающий, твердый - в отца - характер.
Московский Бродвей мощно стягивает исполнителей со всей страны - маня своим неверным призрачным блеском артистическую молодежь, создавая актерские судьбы или ломая их. Из Новосибирского театра "Глобус" явилась сыгравшая Марию Анна Кармакова. Для этой роли, сложной и актерски, и вокально, нужна актриса-личность, яркая индивидуальность, владеющая не только пением и пластикой, но и секретом притягательности, способностью влюблять в себя и героев спектакля, и зрителей в зале. Это сгусток энергии, сама непокорность, воплощение неукротимой жизненной силы, центр всего шоу, предмет общего восхищения и обожания. Роль Марии стала трамплином к всемирной славе для такой актрисы, как Джули Эндрюс, она требует от исполнительницы неуловимого и трудно формулируемого "комплекса звезды" - понятия, рожденного Бродвеем и для жанра мюзикла обязательного. Все это с блеском продемонстрировала в московском спектакле Анна Кармакова, и вершительница актерских судеб "Нью-Йорк таймс" в таких случаях обычно писала: "Звезда родилась!".
После покорения Москвы и Петербурга своим Чичиковым в мюзикле "Мертвые души", своим влюбленным героем в "Силиконовой дуре" из Свердловского театра музыкальной комедии в "Звуки музыки" пришел Евгений Зайцев - один из самых одаренных молодых актеров современной музыкальной сцены. Но после завидных, поистине звездных партий он согласился на роль из разряда "кушать подано" - и в рискованной гонке амбиций потерпел обидное поражение. Его Рольфу в мюзикле отведен один нехитрый музыкальный номер - и только здесь можно угадать незаурядную пластику и органику 23-летнего актера. В остальном эволюция персонажа намечена вполне примитивными средствами, фирменное обаяние дебютанта этой роли не понадобилось, сцены с его участием прошли незамеченными, и "Нью-Йорк таймс", увидев столь сокрушительный "перепад качества", написала бы безжалостно: "Звезда погасла". Я повременю с приговорами, но знаю, что столь безликие старты Москва прощает редко.
В целом московский Бродвей обогатился, наконец, настоящей классикой жанра - мы получили эталонный спектакль с тем самым знаком качества, который с трагической гибелью "Норд-Оста" был, казалось, безвозвратно утрачен. Мюзикл вновь становится зрелищем, на которое не стыдно пойти театральной публике. Пока зал Дворца молодежи наполнен скорее зрителями эстрадных шоу: часть из них уходит в восторге от новых непривычных впечатлений, но часть крайне разочарована отсутствием стандартных спецэффектов и музыки двухмерной, сведенной к моторному "биту". Это спектакль, который после долгого перерыва возвращает конвейерному шоу-бизнесу черты настоящего театра - способного не только поражать воображение, но и волновать, звать к сочувствию, восхищать актерским мастерством, заставлять зрителя смеяться, тайком смахивать слезы и уносить с собой мелодии, уже вошедшие в долгую память человечества.