Администрация США не подпишет с Россией никакого юридически обязывающего соглашения, которое каким-то образом ограничивало бы системы американской противоракетной обороны.
Об этом на слушаниях в комитете по иностранным делам сената сообщил будущий американский посол в Москве Майкл Макфол. По его словам, с самого начала администрация президента Барака Обамы рассматривала "перезагрузку" как средство для "продвижения американских национальных интересов". И вполне удовлетворена достигнутыми результатами: "американцам и россиянам следует гордиться тем, как развивались в последние пару лет отношения между ними". Но в дальнейшем, похоже, гордиться будет нечем.
Заявления, сделанные Макфолом в Конгрессе, не оставляют возможностей для дипломатического маневра на переговорах ни одной из сторон. Не вызывает сомнений, что жесткость тона будущего посла отчасти объясняется сильным внутриполитическим давлением, которое испытывает администрация Обамы при обсуждении российской тематики.
Республиканцы упрекают своих противников в мягкотелости и чрезмерной уступчивости в диалоге с Москвой по вопросам вооружений. Речь идет чуть ли не о предательстве национальных интересов - обвинение крайне болезненное для Обамы в преддверии президентских выборов.
И Макфол, будучи одним из авторов "перезагрузки", неизбежно вынужден стать "ястребом", чтобы его кандидатуру в качестве посла в России одобрил Конгресс. Но у "голубиной песни" Макфола есть и другое объяснение. Как только Москва заговорила о своих национальных интересах и обозначила "красную черту", за которую не намерена переходить, переговорный процесс зашел в тупик.
А сам Макфол оказался в двойственном положении. Он так и не смог объяснить, чем его не устраивает требование России подписать с США юридически обязывающее соглашение о том, что американские программы не будут подрывать потенциал стратегического сдерживания нашей страны. Впрочем, он даже не пытался это сделать. Зато сообщил, что США в устной форме заверили в Москву в том, что системы ПРО не направлены против России. На каком этапе Вашингтон заберет назад данные нашей стране устные гарантии - будущий посол не уточнил. Но можно предположить, что это неизбежно произойдет: ведь как объяснил конгрессменам высокопоставленный дипломат, "мы движемся вперед в сфере ПРО, с российским сотрудничеством или без него".
Как выглядит это движение, Макфол описал в виде четырех этапов. На первом в Средиземном море появятся корабли, оснащенные радарными комплексами и ракетами перехватчиками. Еще один радар будет установлен в Турции. К 2015 году мобильные батареи появятся в Румынии, а к 2018 году в Польше. Еще через два года эти ракеты будут заменены на более совершенные. Они обеспечат защиту всех стран НАТО от баллистических ракет. Кому будут принадлежать эти ракеты Макфол вновь дипломатично не уточнил. Хотя выводы напрашиваются.
Эти планы даже косвенно не учитывают национальные интересы России. Но, судя по выступлению Макфола, в Вашингтоне не собираются ничего предпринимать, чтобы наладить сотрудничество с Москвой в вопросах противоракетной обороны. Переговорный процесс продолжается, хотя возможностей для поиска взаимоприемлемых развязок становится все меньше. В Белом доме знают о желании российской стороны "бросить всеобъемлющий взгляд на перспективы сокращения тактического ядерного оружия". Но такой подход, который будет учитывать гарантии в области противоракетной обороны, американцам не устраивает. Они, если судить по выступлению Макфола, решают только собственные стратегические задачи, не принимая во внимание интересы Москвы в оборонной сфере.
Тем не менее, тупик в переговорном процессе с Россией, о котором открытым текстом упомянул Макфол, не приведет к автоматическому прекращению диалога по ПРО со стороны Москвы. Во многом такое решение носит тактический характер и рассчитано на возможные подвижки в американской позиции после президентских выборов. А также на внешние обстоятельства, которые не учли в своих выводах американские аналитики.
В тоже время публичное не желание Белого дома учитывать интересы партнера по "перезагрузке" в вопросах национальной безопасности, наводит на мысль о "двойной игре", которую ведут США при обсуждении перспектив противоракетной обороны. Тем более, когда о нежелании прислушаться к аргументам Москвы говорит человек, чья миссия заключается в сближении американских и российских позиций - будущий американский посол в России. Переговоры по ПРО между нашей страной и США, безусловно, будут продолжены. Но рассчитывать, что их американские участники без благословения сверху, изменят свою позицию, в высшей степени наивно. А значит России, не отказываясь от "перезагрузки" на других внешнеполитических треках, где по-прежнему сохраняются общие интересы, следует готовиться к адекватному ответу в области обороны. Потому что одними разговорами, развертывание американской системы ПРО вблизи российских границ не остановить.