20.10.2011 09:00
    Поделиться

    Липецкие эксперты мечтают иметь такую же технику как в сериале "След"

    Направляясь на встречу с экспертами, ожидала, что меня сразу же возьмут на место происшествия собирать улики. Но, как пояснил мне руководитель экспертно-криминалистического центра УМВД РФ по Липецкой области Сергей Хрипунков, работа экспертов центра по большей части кабинетная. 

    - Наша задача изъять и исследовать следы и по возможности дать информацию - кто мог это сделать, - улыбнулся он. - Экспертная деятельность не подразумевает беготни и суеты, как показывают в кино. Для этого есть оперативные сотрудники, следователи, дознаватели. А мы работаем с вещественными доказательствами именно в кабинете, лаборатории, где есть специальное оборудование, доступ к базам данных, справочной литературе.

    Меня "трудоустроили" в отдел экспертизы материалов, веществ и изделий и наркотических средств. А точнее - в лабораторию газовой хроматографии. Интерьер здесь резко отличается от привычной обстановки милицейских кабинетов. Сотрудники в белых халатах, в углу баллоны со сжатым или сжиженным газом, на столах микроскопы, сложнейшее оборудование для химических анализов - все это больше напоминает медицинский кабинет. С тем лишь отличием, что на полу повсюду огромные мешки с вещдоками. Как потом выясняется - с наркотиками.

    В роли моей наставницы согласилась выступить старший лейтенант полиции Людмила Жданова. По образованию - химик. Здесь она исследует вещества на предмет содержания наркотических средств, а также горюче-смазочные материалы - либо выявляет фальсификаты, либо определяет - являлось ли возгорание самопроизвольным или же это был поджог. Сейчас ее задача - исследовать изъятую коноплю на предмет содержания наркотических веществ.

    Пробы для анализа закладываем в специальный прибор - газовый хроматограф. Здесь вещество нагревается, как в духовке, до нужной температуры и распадается на летучие компоненты, которые затем анализируются с помощью детекторов. Хроматограмма выводится на монитор компьютера. Простому обывателю не понять, что означают колонки цифр и букв. Над их расшифровкой экспертам предстоит кропотливая работа. А сам результат экспертизы следователи ждут в течение суток.

    Мечта экспертов - иметь такую же технику, которую имеют их "коллеги" в знаменитом сериале "След". На телеэкране сотрудники вымышленной структуры ФЭС сразу бы получили распечатку результатов - что это за вещество, вплоть до того, где эта трава произрастала.

    - Но пока такого оборудования не изобрели, - улыбается Людмила Жданова.

    Впрочем, на свою технику эксперты ЭКЦ не жалуются. Есть в их распоряжении и уникальное оборудование. Например, электронный микроскоп, с помощью которого можно разглядеть даже следы продуктов выстрела на одежде. К слову, таких микроскопов в системе УМВД по всей России всего шесть.

    В Липецком экспертно-криминалистическом центре работают 47 человек. Юридическое образование приветствуется, но, как оказалось, - не обязательно. А вот базовое профильное - необходимо. Сюда приходят работать узкие специалисты - химики, физики, технологи, инженеры.

    - В принципе, мы проводим все виды экспертиз, - рассказывает Сергей Хрипунков. - Почерковедческую, баллистическую, дактилоскопическую, технико-криминалистическую, фоноскопическую... Не занимаемся только генетической, а хотелось бы. В текущем году произошел очень большой рост по проведению экспертиз наркотических средств. Есть рост по технико-криминалистической экспертизе, которая исследует купюры на предмет соответствия их госзнакам или выявляет подделки документов (например, печатей). Много дел по продуктам выстрелов, исследованию спиртосодержащей жидкости, экспертиз, связанных с металлами.

    Есть экспертно-криминалистические подразделения и в территориальных отделах полиции, которые работают непосредственно на месте происшествия. Про них полицейские между собой говорят - "работают на земле". Один из них - старший эксперт, майор полиции Олег Немцев. На днях после участия во Всероссийском конкурсе профмастерства среди сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации наряду со всеми финалистами был признан лучшим по профессии.

    На должность техника-криминалиста в правобережный отдел милиции Олег Немцев пришел 15 лет назад, сразу после армии. Имеет допуск сразу к нескольким видам традиционных экспертиз - холодного оружия, дактилоскопической, баллистической, технико-криминалистической.

    - Осмотры бывают разные, - рассказывает он. - Начиная с кражи кабеля на крыше и заканчивая более тяжкими преступлениями. На каждом преступлении задача эксперта - обнаружить, изъять и отработать информацию. При этом найти следы на месте убийства зачастую бывает легче, нежели отработать обычную кражу.

    Есть у Олега Немцева и собственный профессиональный секрет.

    - Золотое правило эксперта - хочешь найти следы, поставь себя на место преступника, - говорит он.

    Случаи из жизни вспоминают всякие. Например, однажды расследовали убийство женщины. На ноже остался отпечаток пальца, который не принадлежал ни одному подозреваемому, с которыми первоначально работало следствие. Когда по этому отпечатку установили личность, оказалось, что он даже не попадал в поле зрения оперативников. Впоследствии оказалось, что этот мужчина и убил женщину. Вспоминают и еще одну историю. В Липецке были зарезаны мать, отец и их 16-летняя дочь. Версии были разные, но правда оказалась шокирующей. Убийцу нашли по следу кроссовки, отпечатавшейся в луже крови. Оказалось, что сестру и родителей зарезал собственный сын. На вопрос: "Зачем он это сделал?" цинично ответил: "Они меня достали".

    Впрочем, липецкие эксперты раскрывали преступления не только по следам пальцев, обуви, но и по... губам. Однажды к липецким стражам порядка обратился мужчина и рассказал, что познакомился с девушкой, выпил с ней шампанского и потерял сознание. Когда очнулся, девушки уже не было, а вместе с ней пропали его деньги и ценные вещи. После проведенной экспертизы выяснилось, что гостья подсыпала ему в шампанское клофелин. Разыскали любительницу приключений по следам пальцев, оставленных ею на бокале. Еще одной уликой стал оттиск губ, оставленный жрицей любви на месте преступления. Позднее выяснилось, что дама занималась подобным и в других регионах.

    Эксперты говорят, что им очень помогло бы в работе, если бы была создана единая база дактилоскопии на каждого гражданина. Сейчас в эту базу, как правило, попадают только те, кто проходит по административным и уголовным делам.

    - Во многих странах за рубежом отпечатки пальцев у граждан снимают при получении документов, - говорит Олег Немцев. - Данные базы не столько важны для того, чтобы нам легче было искать преступников. Одно из направлений нашей работы - идентификация без вести пропавших. И один из способов сделать это - установить личность по отпечаткам пальцев рук.

    Поделиться