Людей со слабыми нервами и детей просим не смотреть этот сюжет.
Не каждый день с такими словами к телезрителям обращается ведущий программы "Время" на Первом канале российского телевидения. Однако на этот раз он был обязан предупредить аудиторию. Показанные кадры шокировали.
Камера наружного наблюдения, установленная на одной из улиц китайского города Фошань провинции Гуандун зафиксировала момент, когда белый микроавтобус с плохо читаемыми номерами сбивает маленького ребенка. Тот оказывается под колесами машины, которая останавливается.
Дальнейшее развитие событий выглядит настолько чудовищным, что кажется кинематографической инсценировкой. Вместо того чтобы выйти и помочь пострадавшему ребенку, который, как видно на пленке, подает признаки жизни, водитель внезапно вновь начинает движение. И белый микроавтобус переезжает беспомощное, распластанное на грязной дороге детское тельце задними колесами. И вновь минута за минутой камера беспристрастно фиксирует, как мимо лежащей поперек дороги малышки проезжают мопеды, мотоциклы, велосипедисты. Заметно, что некоторые из водителей притормаживают, внимательно осматривают место происшествия, чуть колеблются и... едут дальше.
Затем на экране появляется небольшой грузовик. Его водитель, не останавливаясь, переезжает через ребенка, словно перемахивает через бордюр. И спокойно уезжает. Только женщина, убиравшая на улице мусор, оттащила тело умирающей малышки с проезжей части.
Через некоторое время из соседнего магазина выбежала женщина. Словно не веря своим глазам, она нагнулась к лежащей на обочине девочке, схватила ее на руки, а затем, осознав, что произошло, упала на колени, захлебываясь от рыданий. Все. Пленка прерывается. Как позже подсчитали блогеры, мимо умирающей девочки прошли и проехали 18 человек. Ни один не остановился, чтобы оказать ей помощь.
В китайских СМИ мать ребенка фигурирует под именем Цюэ. По ее словам, она оставила ребенка одного в семейной лавке, а сама пошла стирать белье. Двухлетней Юе Юе стало скучно, и она отправилась погулять, почти сразу оказавшись на проезжей части.
Только у одного человека - 57-летней сборщицы мусора и старья Чэнь Сяньмэй - дрогнуло сердце, когда она увидела лежащую на дороге малышку. Она не прошла, как другие, мимо. Но все ее призывы к стоявшим неподалеку продавцам и прохожим о помощи оказались не услышанными. Все просто "с интересом" наблюдали, как умирает ребенок, а пожилая женщина безуспешно пытается найти ее родителей. Некоторые при этом вообще советовали ей не лезть не в свои дела, а продолжать собирать мусор.
Полиция разыскала водителей грузовиков, переехавших Юе Юе. Одного из них задержали стражи порядка, другой пришел с повинной. Причем перед тем как явиться в полицию, сказал буквально следующее: "Если девочка умрет, то я заплачу только 20 тыс. юаней (3,1 тыс. долларов), а если останется живой, то мне придется оплачивать ее лечение, а это сотни и сотни тысяч юаней. У меня нет таких денег!" Ни о каком раскаянии, естественно, речь не шла. Подумаешь, отвлекся от дороги, болтая по телефону.
Но не все в этой истории так просто. Прожив несколько лет в Китае, корреспондент "РГ" неоднократно встречал людей, которые помогали совершенно бескорыстно. Однако были случаи, что те, кому предназначалась рука помощи, не всегда оказывались благодарными. После нынешней трагедии многие в Китае вспомнили о так называемом деле "нанкинского судьи". Это произошло в 2006 году. Мужчина помог упавшей на улице пожилой женщине и доставил ее в больницу. После чего пострадавшая написала заявление в полицию о том, что спаситель избил ее. Судья из города Нанкина вынес в отношении мужчины обвинительный приговор, объяснив вердикт тем, что единственным, кто додумался доставить женщину в больницу... мог быть только сам нападавший.
Не менее известен другой громкий случай. В июне был приведен в исполнение смертный приговор в отношении молодого пианиста, учащегося консерватории в Сиане. Он на автомобиле сбил ехавшую на велосипеде женщину. Когда же та попыталась запомнить номер его машины, музыкант нанес жертве восемь ножевых ранений. На допросе задержанный объяснил, что побоялся последствий аварии: женщина была из деревни и могла потребовать от него огромной компенсации за совершенный наезд.
Если говорить об особенностях китайского общества, то сегодня культ стяжательства, пожалуй, достиг здесь апогея. Не случайно любимой фразой современной молодежи стало высказывание одной из героинь программы наподобие "Любви с первого взгляда": "Лучше я буду плакать в БМВ, чем смеяться на велосипеде".
"Старьевщица" Чэнь Сяньмэй получила от администрации города награду в полторы тысячи долларов. А сам ребенок находится в военном госпитале Гуанчжоу.
"До чего дошло человечество?" - этот обращенный к телезрителям вопрос ведущий программы "Время" задал в конце сюжета о трагической судьбе девочки Юе Юе. Со своей стороны мы также адресуем этот вопрос читателям "Российской газеты".
Новое телевидение... будет вынуждено, как уличный торговец или проститутка, предлагать свои услуги - и желательно убедительно - каждому попавшемуся ему на глаза клиенту. Молодая аудитория больше не готова приходить к нам, как в храм, в определенный час определенного дня. Мы должны искать наших зрителей, разделив их на множество мелких категорий, для того чтобы предложить каждому интересный только для них продукт...
Мы будем вынуждены, как специальные силы, настигать наших зрителей везде, где бы они ни находились...
И вовсе не потому, что наш продукт им больше не нужен. Ничто, кроме литературы, кино и телевидения, не способно объяснить людям время, в котором они живут, дать коды поведения в той или иной ситуации, рассказывать об окружающем мире и сохранить баланс представлений о добре и зле.
Из доклада генерального директора Первого канала Константина Эрнста на ежегодном международном телевизионном рынке MIPCOM, прошедшем в Канне в конце октября.
Кирилл Клейменов, заместитель гендиректора Первого канала, директор дирекции информационных программ:
- Этот сюжет - не про китайскую девочку, он про всех нас, про то, что происходит с людьми, и очень важно, чтобы мы этот ужас осознали. Именно поэтому мы решили, что показывать видео необходимо. Мы сделали предупреждение, что видео жестокое и что мы просим впечатлительных людей и детей сюжет не смотреть. Кадры не показывали ни лица ребенка, ни телесных повреждений, которые получила девочка, что существенно для принятия решения о выдаче такого материала в эфир. А что касается большого внимания, которое привлек сюжет, - то для этого мы его и показали.
Эдуард Сагалаев, президент НАТ (Национальной ассоциации телевещателей), главный редактор программы "Время" в 1987-1989 гг.:
- В советскую доперестроечную эпоху в программе "Время" существовали свои стандарты, в частности в таких областях, как новостные приоритеты. Яркий пример - если один из членов Политбюро уезжал, скажем, в Белгород, то другой провожал его в аэропорту на красной дорожке, троекратно при этом целуя. Это было главным событием дня - складывалось впечатление, что один из руководителей страны уходил на войну или улетал в космос. Существовали стереотипы, сценарии съемок, в которых было расписано все, вплоть до мелочей: например, кого каким планом показывать на параде. При всем при том программа "Время", которая пришла на смену "Эстафете новостей" с ведущим Юрием Фокиным, была революционным достижением для советского телевидения. У ее истоков стояли легендарные личности - Александр Яковлев, который тогда работал заведующим сектором телевидения в ЦК КПСС, и Юрий Летунов. Конечно, существовали курьезные моменты, скажем, когда корреспонденты программы "Время" вынуждены были ездить на места съемок с официальным "боекомплектом" одежды - белая рубашка, пиджак, брюки - и одевать механизаторов и комбайнеров.
Сегодня же мы работаем на уровне мировых информационных стандартов. Хотя, с моей точки зрения, хотелось бы, чтобы официоза в разных программах было поменьше. Но есть безусловное правило информационного вещания: если случилось из ряда вон выходящее событие, которое интересует большое количество людей, об этом надо сообщать. Иногда случившееся требует подробного компетентного комментария. И еще вопрос в том - когда, в какое время и что показывать. Сегодня есть тенденция превращать информационные программы в то, что называется "инфотейнмент" (от английских слов information (информация) и entertainment (развлечение). - Прим. С.А.). И, на мой взгляд, такие программы, как "Время" или "Вести", не должны становиться "инфотейнментом".
Подготовила Сусанна Альперина
Прописаны ли в условиях получения телекомпанией лицензии ограничительные меры на трансляцию сцен жестокости?
Ирина Петровская, телекритик:
- Почему такой шокирующий сюжет, как казнь, предлагается на ведущем телеканале в обычном телеформате обычному зрителю в прайм-тайм? Потому что те, кто ставит их в сетку новостей, уверены, что поддержать интерес к телевидению можно, лишь показывая что-то, что раз от раза становится острее, горячее, страшнее. Похоже, что прогнозы "мы увидим смерть в прямом эфире" оправдаются. А когда ночью на НТВ без всяких попыток "закрасить" кадр показывают брянскую автоаварию с разлетающимися в разные стороны матерью и маленькой дочерью, никак не "затемняя" кадр! Это просто ужас! У людей смещаются представления о том, что допустимо, а что нет. Такие трансляции нужны только для удовлетворения запросов кровожадной части зрительской массы.
Но от времени, когда толпы людей ходили на казни, нас отделяют уже века, достачно, чтобы цивилизоваться и установить необходимые табу. Что-то нельзя делать, но ведь что-то нормальному человеку нельзя и видеть, потому что это может сказаться на его психике. Я думаю, страшная агрессия брянского водителя связана с отсутствием "табу" на трансляцию смертельных сюжетов.
В некоторых странах общественная реакция на такие сюжеты начиналась с того, что группа людей подавала в суд на телекомпанию. Я думаю, что в условиях получения телекомпанией лицензии прописаны ограничительные меры на трансляцию сцен жестокости. Министерство печати должно выносить предупреждения о нарушениях этих условий. У нас, к сожалению, нет ни индивидуальных, ни общих этических кодексов, компания может наказать нарушившего правила приличия корреспондента, ну а если вся компания виновата?
В докладе Константина Эрнста на международном телевизионном рынке он говорил, что телевидение может объяснить время. Но речь шла о будущем телевидении для молодой аудитории. Он признает, что сегодня телевидение не объясняет время и не задает коды поведения. Неприятно также, что он говорит в докладе, мол, мы уже нашли язык для массовой части телеаудитории.
Мне кажется, что коды поведения, добрые ценности и ясные представления о времени прежде всего нужно задавать не "качественной", а массовой части аудитории. Ведь все вопиющие, дикие случаи немотивированной жестокости мы получаем именно из этой среды. Если человек в течение многих лет видит по тому самому "ящику", который для него и домашний культурный очаг, и "окно в мир", только примеры дикости, асоциального и патологического поведения, волей-неволей он начинает думать о диком как о нормальном.
Подготовила Елена Яковлева
Зураб Кекелидзе, исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, главный специалист-психиатр Минздравсоцразвития России, уверен, что когда СМИ освещают трагические события, им надо обязательно учитывать, как эти передачи повлияют на население.
На людей влияет не только содержание, но и форма подачи материала. "Мы сравнивали два теракта - в подземном переходе на Пушкинской площади и на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская", - рассказывает Кекелидзе. - На Пушкинской людей пострадало меньше, чем в метро, однако телевидение показало последствия теракта так натуралистично, что количество вторичных жертв, то есть людей, которые сами не были на месте трагедии, но испытали сильный стресс после просмотра репортажей, оказалось больше, чем после репортажей о теракте на перегоне метро".
"Хотя, - продолжает он, - теракт в метро СМИ освещали достаточно подробно и реалистично, но в щадящем режиме".
Особенно печально, что феерию агрессии ежедневно наблюдают по телевидению и в Интернете наши дети. Как привычное дополнение к завтраку, играм, обеду и даже отходу ко сну.
- Бесконечные сцены насилия детская психика начинает воспринимать как норму, - рассказывает заведующий кафедрой факультета психологии МГУ доктор психологических наук Андрей Подольский. - Повзрослев, такой ребенок не в состоянии сформировать свои жизненные позиции, разобраться в том, что происходит вокруг. Он формирует собственное поведение по привычным образцам.
По наблюдениям психологов МВД, в дни показа сериала "Бригада" наблюдался всплеск особо опасных преступлений, совершенных подростками: неокрепшая психика находила в криминальных "героях" завидный пример для подражания.
"Мы лишь отражаем жизнь, в которой есть насилие, не мы его придумали", - возражают певцы мордобоя. Но каждый нормальный человек видит, что концентрация смерти и крови на экране в десятки раз наваристей, чем в жизни. И в реальной жизни кроме агрессии, голых теток и сплетен о жизни нашего выморочного шоу-биза есть еще любовь, доброта, помощь людей друг другу, есть дела и заботы обычных семей, есть достижения ума и рабочих рук и вообще все, чем живут нормальные люди. Но это неинтересно владельцам телеканалов: рейтингов не зашкалит, рекламу не подтащит.
Да, это известный биологам инстинкт человека - неодолимое желание посмотреть на ужасное. Когда-то природа внедрила его в живые организмы как инструмент сохранения: чужой опыт помогал избегать опасностей. Но с той поры человек прошел долгий путь эволюции, принял нравственные заповеди, создал шедевры творчества, достиг вершин духа. А некоторые все еще пихают нас в спину: нет, ты не венец творенья, ты мерзок и слаб, ты гнусен в своих слабостях и пороках.