Госдума в первом чтении одобрила проект бюджета на ближайшие три года. Эксперты называют документ слишком смелым и опасаются что оптимизм, проявленный при его разработке, в будущем может дорого обойтись государству.
Доходы бюджета в 2012 году прогнозируются на уровне 11,779 триллиона рублей, в 2013 году - 12,706 триллиона рублей, в 2014 году - 14,092 триллиона рублей. Расходы государственной казны в 2012 году могут составить 12,656 триллиона рублей, в 2013 году - 13,731 триллиона рублей, в 2014 году - 14,583 триллиона рублей.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 876,6 миллиарда рублей (1,5% от объема ВВП), в 2013 году - 1,025 триллиона рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491,1 миллиарда рублей (0,7% ВВП). Его планируется покрыть за счет за счет государственных заимствований и средств от приватизации федеральной собственности.
Параметры бюджета рассчитывались, исходя из цены на нефть марки Urals в 2012 году на уровне $100 за баррель, в 2013 году - на уровне $97, и в 2014 году - $101 за баррель.
Нефтяная зависимость российской казны тревожит специалистов. Они не исключают, что цены на "черное золото" в обозримом будущем могут снизиться. На прошлой неделе председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил о том, что такой вариант развития событий негативно скажется на российской экономике и предложил предусмотреть на этот случай "подушку безопасности".
- Действительно, больше всего вопросов вызывают макроэкономические показатели, на основании которых строится бюджет, - говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - На мой взгляд, они сильно завышены. Рассчитывать бюджет, исходя из цены нефти в $100 за баррель, очень рискованно.
Как считает Дмитрий Абзалов, Минфину при таком варианте бюджета все-таки стоит предусмотреть стратегию действий на случай неблагоприятного развития событий.
- Как показал 2008 год, если бы такой план был, мы бы отделались меньшими последствиями, - уверен он.
Возможные потери бюджета от снижения цены на нефть даже на $1 доллар, по словам руководителя аналитического отдела ИГ "Универ Капитал" Дмитрия Александрова, составляют $2,5 - 3 миллиарда.
- Конечно, цифры приблизительные, но факт остается фактом - бюджет, в случае падения цен, не досчитается ощутимых сумм, - комментирует он. - А это значит, что придется думать, чем заполнять дыры. Занимать на внешнем рынке можно, но накладно - заимствования будут дорожать. Другой вариант - сокращение расходов. Мера не популярная, хотя в России достаточно много, к примеру, инфраструктурных проектов, которые, если разобраться, никак не подстегивают развитие экономики и которые вполне можно было бы свернуть.
Напомним, по прогнозам Минфина, сокращать бюджетные расходы стране придется, если цена на нефть упадет ниже $60 за баррель. И то, если будут исчерпаны все источники финансирования дефицита: средства резервных фондов, внешние и внутренние заимствования. Но и в этом случае, "под нож" сначала пойдут, так называемые, условно утвержденные (не распределенные по статьям) расходы. Согласно законопроекту о бюджете, в 2013 году в такую категорию попадают около 2% расходов (400 миллиардов рублей), в 2014 году - 5% расходов.
Пока же бюджетные траты Минфин сокращать не собирается. Расходы на "социалку" даже возрастут. Исполняющий обязанности главы ведомства Антон Силуанов, представляя проект бюджета в Госдуме, заявил, что в документе заложены средства на полное обеспечение жильем военнослужащих в ближайшие два года и дополнительные деньги на жилье для ветеранов. Существенно вырастут расходы на оборону (деньги нужны на реформирование армии и повышение денежного довольствия военнослужащих) и на национальную безопасность.