30.10.2011 23:00
    Поделиться

    Американские учителя: В российских школах высокий уровень преподавания английского языка

    (Перевод публикации во вкладке Russia Now в The Washington Post)

    Ребекка Фокс, Венди Фрейзьер,
    специально для Russia Now

    Подготовка наших учеников к требованиям XXI века - это задача, которая носит глобальный характер. Мы должны помнить о необходимости подготовки граждан, которые смогут работать за границей и сотрудничать с иностранными коллегами в условиях глобального сообщества, а также о потребности в учителях, которые сами учатся искусству укрепления межкультурных связей и взаимопонимания. Это трудная задача, но именно этому посвящена международная программа, которая проводится в настоящее время в Университете Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, штат Вирджиния.

    В прошлом году нам выпала честь работать вместе с учителями и школьными администраторами в Соединенных Штатах и Приморском крае на Дальнем Востоке России. В ходе совместной работы мы изучали эффективные способы, призванные помочь учителям привнести в их практику зарубежный опыт и обогатить обучение в начальной и средней школе как в Америке, так и в России. Основная задача состояла  в том, чтобы оказать помощь американским и российским учителям в совершенствовании новых подходов, которые выходят за рамки их непосредственной аудитории, и разработке способов использования зарубежных методик в их работе с учениками.

    В этой программе, которая проводится при финансовой поддержке Бюро образования и культурных программ Госдепартамента США, принимали участие российские и американские учителя, преподающие в средних школах иностранные языки, естественные и прикладные науки и математику. В специализированных практических программах по обмену, направленных на повышение преподавательской квалификации, приняли участие двенадцать российских и пять американских преподавателей. Так, осенью 2010 года российские учителя провели пять недель в Северной Вирджинии в школе с естественнонаучно-математическим уклоном имени Томаса Джефферсона, где они побывали на уроках у шестнадцати преподавателей иностранного языка, естественных и прикладных наук и математики. В мае 2011 года с ответным визитом в партнерские школы Владивостока и других городов Приморского края приехали пять американских учителей из Северной Вирджинии и Северной Каролины. 

    Преподаватели изучали педагогические методы коллег как в процессе непосредственной работы в школах, так и при помощи постоянной переписки по электронной почте. Они сравнивали наиболее эффективные преподавательские методики, проводили исследования в своих классах и постепенно демонстрировали полученные результаты. На Международной исследовательской конференции учителей, проходившей 14 мая в Азиатско-Тихоокеанской школе во Владивостоке, американские и российские учителя представили итоги практического изучения преподавательских методик и ряд совместных проектов, и участники конференции смогли лично убедиться в том, что программы по обмену опытом и межкультурные проекты уже приносят первые плоды. Среди тем докладов были внедрение теории множественного интеллекта в практику преподавания в российских школах, совместные проекты по обеспечению взаимодействия между учениками, изучающими английский язык в России, и русский - в Соединенных Штатах, внедрение в российских школах такого метода оценки учащихся и преподавателей, как "портфолио" ("портфельный подход", ориентированный на оценку деятельности за длительный отчетный период), и интерактивный проект преподавания биологии, в основе которого лежат практические занятия и эксперименты. Итоги конференции были подведены в ходе панельной дискуссии, в которой приняли участие учителя из обеих стран. Выступающие предложили свои концепции преподавательской работы и обменялись планами дальнейшего сотрудничества. Участники единодушно признали, что у преподавателей из обеих стран гораздо больше общих черт, чем различий. Они преданы делу просвещения, заинтересованы в успехах своих учеников, хотят не замыкаться в стенах своих аудиторий, а выходить за их пределы и внедрять новые технологии в практику обучения. Они стремятся повышать уровень своей профессиональной квалификации  в рамках долгосрочного сотрудничества. 

    Российские учителя много говорили о методах интерактивного обучения в школах США и о том, что благодаря программе обмена они получили лучшее представление об образовательных программах,  ориентированных на индивидуальный подход к учащимся и применение практических методик. В свою очередь, американские учителя отметили интенсивность программ изучения иностранных языков в российских школах и высокий  уровень владения английским языком, продемонстрированный русскими учениками.

    В российских школах начинают преподавать английский в очень раннем возрасте, увеличивая объем учебных программ по мере перехода учеников в старшие классы. При этом при составлении этих программ внимание уделяется самым разным аспектам жизни страны изучаемого языка - это и проблемы экологии, и история Америки, и музыка, и литература. Одной из главных задач языковых программ в российских школах является развитие коммуникативных навыков. К немалому удивлению американских учителей,  учащиеся российских школ очень охотно общались с ними по-английски, несмотря на то, что в большинстве школ, которые они посетили, никому из учеников раньше не доводилось встречаться с американцами.

    Подготовка граждан, которые смогут быстро адаптироваться к стремительным изменениям, происходящим сегодня в мире, - это процесс длительный.  Его успех будет напрямую зависеть от профессионализма преподавателей,  глубины их познаний в соответствующих предметных областях и способности к межкультурной коммуникации. Благодаря нашей программе мы смогли убедиться в том, что  огромные расстояния, которые пролегают между Россией и США, равно как языковые и культурные различия между преподавателями из обеих стран не только не препятствуют межкультурному обмену, но и, напротив, обогащают его. 

    Благодаря тому, что преподаватели из школ США и Дальнего Востока России смогли установить личный контакт, есть надежда на то, что эти отношения послужат стимулом для постоянного диалога и изучения педагогических практик в разных странах.

    На момент написания этой статьи уже разрабатываются новые проекты для различных групп учителей, которые, как мы надеемся, выйдут за пределы нашей программы обмена. Мы планируем снова посетить Приморский край осенью 2012 года, а до этого времени будем заниматься распространением текущих результатов нашей работы и внедрением полученного опыта в университете. Кроме того, мы используем материалы проведенного исследования для расширения профессиональной литературы, посвященной новым международным принципам использования междисциплинарных методик при разработке и внедрении программ работы преподавателей гуманитарных, естественных и точных наук как сегодня, так и в будущем.

    Американские учителя восхищались тем, как свободно владеют английским языком российские школьники.

    Также доступна английская версия статьи.

    Поделиться