Поделюсь историей, рассказанной мне друзьями.
Их соседка нашла зимой на улице кошку и приютила ее у себя. Приближалась весна, надо бы киску стерилизовать, чтобы в марте не устраивала концерты. Обратилась к ветеринару. Он по всем правилам подготовил животное к операции, дал наркоз, сделал разрез. И тут выяснилось, что это не кошка, а кот. И уже кастрированный! Когда я услышала этот рассказ, сразу спросила, а сколько ветеринару лет. Мне ответили: еще и тридцати нет. Вот он - продукт новой средней и высшей школы. Как же повезло моему поколению, что мы учились в старых советских школах и вузах. Тогда сын дворника или уборщицы имел все шансы получить серьезные базовые знания, поступить в вуз и стать хорошим специалистом. А самый забубенный двоечник все же твердо знал, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и что "Капитанскую дочку" написал Пушкин.
Сегодня чиновники от образования поливают критикой старую школьную и вузовскую системы. Но почему-то все исследовательские центры в США битком забиты нашими специалистами, которые получили свои аттестаты и дипломы еще до начала образовательных реформ. И которых американцы очень ценят. Говорю это со знанием дела, потому что постоянно общаюсь со своими друзьями, работающими в Штатах. Когда в России началось разрушение сложившейся школьной системы, мой сын учился в пятом классе. Мы с мужем, видя этот неумолимый процесс, решили сделать все, чтобы дать ему нормальное, с нашей точки зрения, базовое образование. Денег на репетиторов у нас не было. Но авиаконструкторское образование мужа и мое университетское филологическое спасли положение - стали заниматься с сыном "по старинке", как учили когда-то нас самих в наших школах. В итоге парень окончил школу с очень хорошим аттестатом, безо всяких протекций и сумм в конвертах, поступил в хороший столичный вуз, успешно его окончил и после окончания опять-таки безо всяких протекций сразу был приглашен в строительную фирму на должность руководителя отдела. Я вижу, как работает в нем эта наша "учебная закваска" и как она помогает ему. Сыну повезло, а другим его сверстникам - нет. А уж новое поколение, попавшее под реформы, остается только пожалеть.
Надежда, социолог, Москва