03.11.2011 09:30
    Поделиться

    В Гусь-Хрустальном открылась выставка "Неизвестный Солженицын"

    Один из организаторов выставки, знаток творчества писателя Николай Ледовских назвал ее первой не только в России, но и в мире. 

    Посетителям представилась уникальная возможность увидеть более 100 цветных фотографий Александра Исаевича периода 60-х годов ХХ века, которые прежде нигде не выставлялись и не публиковались.

    Жителям Мещерского края повезло не случайно. 55 лет назад закончилась казахская ссылка писателя. Ему разрешено было вернуться в Центральную Россию за 101-й километр.

    "Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию", - писал Солженицын в начале рассказа "Матренин двор". Целый год он преподавал математику в сельской Мезиновской школе, а в соседней деревне Мильцево снимал угол у местной жительницы Матрены Захаровой.

    Выбор Гусь-Хрустального района объясняется тем, что отсюда был ближайший путь до Рязани и Москвы. Москва нужна была для начала писательской деятельности, а в Рязани работала жена Наталья Алексеевна Решетовская.

    Здесь же продолжилось его увлечение фотографией. В Гусь-Хрустальном на свою первую получку Александр Исаевич купил фотоаппарат "Зоркий-2", сменив свой первый фотоаппарат "Зоркий-1", у которого отсутствовала функция "автоспуск". Кстати, на выставке в уголке "Матренина двора" он представлен наряду с другими личными вещами писателя.

    Словом, на Гусевской земле началось возвращение Солженицына к нормальной человеческой жизни и "восхождение от простого учителя математики к нобелевскому лауреату".

    История же обретения неизвестных цветных фотографий совсем не мистическая, зато довольно трудоемкая. В то время они были большой редкостью. Как только появилась специальная пленка из ГДР, писатель начал фотографировать на слайды.

    Вместе с документами они долгие годы находились в архиве первой жены Солженицына. Литературный секретарь и помощник Натальи Алексеевны Николай Ледовских, ставший после ее ухода из жизни его хранителем, предложил создать из них экспозицию. Было принято решение организовать передвижную выставку "Неизвестный Солженицын" и первым показать ее жителям Гусь-Хрустального.

    Слайды были изрядно потерты и поцарапаны, и если бы не активное участие в их судьбе директора историко-художественного музея Николая Скулова и главы города Юрия Гришкина, считает Николай Васильевич, они могли бы так и остаться в архиве.

    Прежде чем сделать из них фотографии, потребовалась кропотливая реставрация. Ее выполнили местные фотохудожники, а работы оплатил историко-художественный муниципальный музей.

    - Отсканировали, увеличили, сделали фотокоррекцию, отпечатали фотографии, вставили их в рамки, - рассказывает директор музея Николай Скулов.

    И теперь великий писатель раскрылся с неизвестной, бытовой стороны: плывущим на лодке, ремонтирующим свой "Москвич", работающим на грядках, с лейкой и с лопатой в руках.

    Вот Александр Исаевич сам накрывает в саду стол для трех помощниц-машинисток, перепечатывающих на чистовую "Архипелаг Гулаг". Вот он на балконе своего дачного домика-скворечника. На фотографиях - гладиолусы, кабачки, яблоки, черноплодная рябина, и сегодня являющиеся непременными составляющими любой дачи.

    Но бытовая жизнь неизменно переплетается с творчеством и путешествиями. Вот Солженицын работает за самодельным столиком в белой рубашке, шортах и шлепанцах, над его головой ветви деревьев, а под ногами - высокая трава вместо ковра.

    Есть и "пристреленные" места: живописные окрестности дачи, троица любимых берез. Судя по количеству снимков, писатель часто останавливал свой "Москвич" и по дороге из Рязани в "Борзовку", любуясь пейзажами.

    Часть слайдов сделаны самим писателем, часть - Натальей Решетовской. Организаторы заявили, что намеренно не разделяли их по авторству, чтобы показать не только Солженицына-фотохудожника, но и его мир романтического периода 60-х годов.

    - Обратите внимание, как выверена каждая поза, - подчеркивает руководитель научно-просветительского центра по изучению наследия А. И. Солженицына Рязанского госуниверситета Владимир Крылов. - Фотографии передают бережное отношение фотографируемых друг к другу.

    Но они не только останавливают прекрасные и романтические мгновения, но и рассказывают суровую правду жизни. В глазах писателя тревога. Подпись под портретом крупным планом гласит: "Пришло известие об изъятии архива профессора В. Л. Теуша". Солженицына настиг еще один удар: у одного из самых надежных хранителей сотрудники КГБ изъяли его архив.

    Безобидный костерок у ног Александра Исаевича на фотографии - костер из рукописей. Написанное его рукой сразу же сжигалось, как только переводилось на машинопись. А машинописные тексты не подписывались... из конспирации.

    А вот писатель в "Борзовке" слушает западное радио у грядки с горохом. Кто не слушал радио на даче? Но, оказывается, в те годы "вражеские голоса" можно было услышать на природе. В Москве и Рязани они глушились.

    P. S.

    Выставка проработает до середины ноября, а затем будет демонстрироваться в Государственной Думе. В 2012 году "Неизвестный Солженицын" побывает во Владимире и на родине писателя, в Кисловодске. После чего вернется в историко-художественный музей Гусь-Хрустального и станет частью экспозиции зала Солженицына.

    Поделиться