Налоговые органы России обязаны чтить и уважать Налоговый кодекс. Но не всегда у налоговиков получается исполнять установленные кодексом правила, поэтому ФНC России нашла способ подогнать своих сотрудников в рамки НК, чтобы ошибки инспекторов не обходились службе слишком дорого.
ФНC России издает приказы по своему ведомству. Так, в конце сентября минюст зарегистрировал Приказ ФНС России N ММВ-7-2/457 "О внесении изменений в Требования к составлению Акта налоговой проверки". В этом приказе ФНС в соответствии с НК внесла изменения в свои документы и еще раз напомнила инспекторам о том, что им следует соблюдать предписанную кодексом обязанность. Обязанность сводится к тому, что налоговые органы должны при вручении налогоплательщику Акта проверки прикладывать к нему документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Это предписано 100-й статьей НК РФ, в которой появился новый пункт 3.1.
Положения этого пункта в России вступили в действие 2 сентября 2010 года и вводят обязательное для налоговой службы правило - вручать материалы проверки налогоплательщику, который может использовать их при защите своих интересов в ходе предоставления возражений, обжалований в вышестоящий налоговый орган или в суд. Протоколы допросов, заключения экспертов, ведомости, таблицы, результаты встречных проверок и другие документы, которые подтверждают выявленные нарушения налогового законодательства, должны быть крайне полезны для защиты интересов российского бизнеса. Однако налоговые органы по понятным причинам не спешили выполнять это положение НК и вооружать налогоплательщика документами для обоснованного возражения...
До вступления в силу этих поправок в сфере налоговых правоотношений много лет существовала правовая несправедливость. Налогоплательщик был вынужден отбивать претензии налоговиков, не зная, чем они подтверждаются и какие собственно доказательства собраны налоговиками. Права налогоплательщиков были ущемлены, несмотря на то, что Конституционный суд РФ еще в декабре 2000 года определил, что непременной составляющей права на судебную защиту является обеспечение заинтересованным лицам возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доказательств. Также суд специально подчеркнул, что "без ознакомления с вынесенным в отношении заинтересованного участника процесса решением и его обоснованием он не в состоянии не только должным образом аргументировать свою жалобу в суд, но и правильно определить, будет ли обращение в суд отвечать его интересам".
Как правило, на все просьбы ознакомиться с материалами проверки налоговая инспекция отвечала отказом, зачастую ссылаясь на то, что все документы, которые налоговики должны приложить к акту налоговой проверки - это документы для служебного пользования и составляют налоговую и иную охраняемую законом тайну. Поэтому налогоплательщик мог увидеть эти документы только в суде, когда налоговая приобщала их к делу. Только в этот момент налогоплательщик мог наконец-то понять, каким образом налоговики доказывают факт совершения им налогового нарушения. Таким образом, налогоплательщик был лишен права обоснованно предоставить возражения на акт налоговой проверки и обжаловать этот акт в вышестоящий налоговый орган, избежав тем самым суда и сэкономив время и средства как себе, так и государству. Фактически налоговая инспекция России препятствовала налогоплательщикам в реализации своих прав, которые предоставляла им ст. 21 НК РФ.
Несмотря на всю логичность и обоснованность прав налогоплательщика - ознакомиться с документами и иметь возможность обоснованно возразить, защитив свои интересы, - суды в России занимали разные позиции. Одни судьи, ссылаясь на то, что согласно НК РФ непредоставление приложений к актам налоговой проверки не является существенным нарушением процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности.Другие судьи считали, что какие-либо непредоставленные документы не имеют правового значения для определения правильности и полноты налоговых обязательств налогоплательщика. При этом налоговый орган, ссылаясь в судебном процессе на эти документы, утверждал, что налогоплательщик применял схемы обналичивания денежных средств или у него не было в реальности сделок с контрагентами. Были судьи, которые справедливо полагали, что невручение приложений к акту налоговой проверки лишает налогоплательщика возможности получить полную и достоверную информацию о результатах проверки и представить обоснованные возражения, и удовлетворяли требования налогоплательщика, отменяя незаконное решение по налоговой проверке.
Высший арбитражный суд РФ в начале 2011 года своим решением (Решение ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10) поставил окончательную точку в этом вопросе и подтвердил силу поправок, сделанных в Налоговый кодекс. Налоговые органы не вправе ссылаться на тайну и секретность материалов и отказывать в предоставлении документов, на которых делались выводы о налоговом нарушении. Поэтому сейчас практика кардинально меняется, и суды в этом вопросе встают на сторону налогоплательщиков.
Отрадно, что теперь этот вопрос разрешен однозначно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики. Налогоплательщикам стоит учесть, если налоговый орган не приложил документы к акту налоговой проверки, то в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ уже одного этого может быть достаточно, чтобы отменить это решение налоговой инспекции в суде. Новые правила заставляют налоговую инспекцию соблюдать права налогоплательщиков и более добросовестно относиться к работе.