14.11.2011 23:40
    Поделиться

    Налоговые консультации: Порядок выплаты выходного пособия

    Несмотря на то что законодатели прописали в своих актах практически все тонкости, касающиеся взимания налогов, а ФАС, минфин и другие ведомства постоянно разъясняют, как эти законодательные акты применять на практике, у предприятий остается много вопросов. На эти вопросы сегодня отвечают заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская и члены научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Александр Медведев и Елена Воробьева.

    - В организации прошла выездная проверка ФСС РФ, по результатам которой не были приняты к зачету выплаты по нескольким листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушениями. Правомерно ли требование проверяющих произвести на непринятые к зачету выплаты страховые взносы не только в ФСС РФ, но и в другие фонды?

    - Если выплаченные работодателем пособия не приняты к зачету страховщиком - Фондом социального страхования РФ, то на соответствующие суммы:

    - увеличивается сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ;

    - начисляются страховые взносы во все внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ОМС).

    Такой порядок действий объясняется тем, что выплаченные на основании оформленных с нарушениями листков нетрудоспособности суммы не признаются государственными пособиями, а значит, не относятся к суммам, освобожденным от обложения страховыми взносами на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах...".

    - Работник уволен по сокращению численности и штатов. Через неделю после увольнения он заболел и предъявил листок нетрудоспособности к оплате бывшему работодателю. Назначается ли пособие по временной нетрудоспособности, если при увольнении работнику было выплачено выходное пособие (ведь две выплаты за один и тот же период не производятся)?

    - Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ).

    Действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих возможность одновременной выплаты выходного пособия и пособия по временной нетрудоспособности.

    Таким образом, лицу, заболевшему в течение первых 30 календарных дней после расторжения трудового договора, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в общеустановленном порядке, независимо от факта получения им выходного пособия или иных выплат.

    - Является ли нарушением режима выход на работу до закрытия листка нетрудоспособности? В каком размере назначается пособие за такие дни?

    - Если работник вышел на работу, не закрыв листок нетрудоспособности, то это является нарушением режима и основанием для снижения размера пособия. По общим правилам в этом случае пособие за дни досрочного выхода на работу должно назначаться в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ).

    Однако правильнее поступить иначе: начислить работнику заработную плату за фактически отработанное им время и не назначать пособие за последние дни болезни.

    - Российская организация приобретает товар в Казахстане и уплачивает в установленном порядке НДС при его ввозе. В каком порядке она вправе предъявить его к вычету? Является ли обязательным условием наличие отметки об уплате НДС на заявлении покупателя?

    - Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" установлено, что товар, ввозимый на территорию государства - члена Таможенного союза из другого государства - члена Таможенного союза, облагается НДС в налоговом органе по месту регистрации покупателя на основании соответствующего заявления, на котором налоговым органом проставляется отметка. Это заявление с отметкой об уплате НДС в стране покупателя является основанием для применения нулевой ставки НДС продавцом.

    Если российский покупатель ввез товары из Казахстана, то он должен уплатить в российский бюджет сумму НДС по данному товару, однако впоследствии он имеет право на налоговый вычет данного НДС - при условии, что ввезенный товар будет согласно п. 2 ст. 171 НК РФ предназначен для использования в облагаемых НДС операциях. Именно так и гласит п. 11 ст. 2 Протокола от 11 декабря 2009 г.: "Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары".

    Однако на практике, как указано в вопросе, возникает следующая ситуация: российский импортер уплатил НДС в бюджет по ввезенному товару, однако в налоговом вычете НДС налоговый орган ему отказывает по причине отсутствия на заявлении отметки в связи с какими-либо неясностями.

    Налоговые органы увязывают налоговый вычет уплаченного в бюджет НДС с наличием отметки на заявлении. Так, в письме Минфина России от 20 января 2011 г. N 03-07-13/1-03 разъяснено, что в книге покупок у российского покупателя регистрируется заявление об уплате НДС с отметками налоговых органов. Однако данное условие для налогового вычета не предусмотрено ни нормами международного права, коими в рассматриваемом случае является Протокол от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", ни нормами главы 21 НК РФ, а именно статьями 171-172 НК РФ. Указанный вывод следует и из правоприменительной практики.

    Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 7 ноября 2006 г. по делу N А09-5040/06-31 констатируется, что глава 21 НК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия, дающего право на вычет, представление заявления о ввозе товаров с соответствующей отметкой налогового органа. Аналогичные по сути выводы присутствуют также в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2006 г. по делу NА17-6251/5-2005, ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2006 г. по делу N Ф04-2454/2006/20507-А02-31, ФАС Центрального округа от 5 мая 2006 г. по делу N А68-АП-70/11-06, ФАС Московского округа от 3 августа 2006 г. по делу N КА-А40/7168-06 и др.

    Таким образом, налоговые вычеты НДС, уплаченные покупателем - членом ТС в налоговый орган по месту регистрации, регламентируются исключительно нормами национального налогового законодательства: для российских покупателей - нормами главы 21 НК РФ.

    - Организация произвела крупные рекламные расходы в сентябре 2011 года. Указанные рекламные расходы подлежат нормированию при налогообложении прибыли. По итогам за 9 месяцев организация имеет сверхнормативные рекламные расходы, надеясь, что по итогам года их не будет. Может ли организация принять к вычету НДС по сверхнормативным рекламным расходам в IV квартале 2011 года?

    - Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В случае если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

    Иными словами, в указанной норме речь идет только о необходимости нормирования НДС по командировочным и представительским расходам. НДС по расходам на рекламу не нормируется, а может быть принят к вычету в полном объеме в III квартале 2011 года при соблюдении условий, установленных ст. 171 и ст.172 НК РФ. Этот вывод подтверждается судебной практикой. Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.07.2010 г. N 2604/10 указал: "Системное толкование пункта 7 статьи 171 Кодекса в его взаимосвязи с положениями главы 25 Кодекса позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм НДС, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам".

    Вместе с тем контролирующие органы, как правило, настаивают на нормировании НДС, в том числе и по расходам на рекламу. Во избежание споров и судебных разбирательств в отношении НДС по сверхнормативным рекламным расходам можно поступить следующим образом. Расходы на рекламу в целях исчисления налога на прибыль нормируются в соответствии с порядком, предусмотренным в п. 4 ст. 264 НК РФ. Исчисление налоговой базы по налогу на прибыль осуществляется нарастающим итогом с начала налогового периода - календарного года. Поэтому суммы сверхнормативных расходов на рекламу, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев, могут быть признаны за 2011 год в пределах норматива. А это значит, что и НДС, относящийся к ним, организация может предъявить к вычету в IV квартале 2011 года.

    www.palata-nk.ru

    Поделиться