Рынок парфюмерии и косметики считается одним из самых быстрорастущих в мире. Объем рынка к концу 2011 года должен составить $11,7 млрд, что на 12% больше, чем в предыдущем году.
В 2010 году объем рынка, по разным оценкам, составил $10,2-10,4 млрд, а темпы роста достигли 5-7% по отношению к 2009 году.
По сравнению с 2010 годом сегмент премиум вырос на 44,7%, а сегмент масс-маркет - на 4%. Высокие темпы роста премиального сегмента объясняются восстановлением этого сектора после серьезного падения в кризис. Сегмент масс-маркета в этот период практически не пострадал, поэтому его рост не настолько существен.
Объем рынка косметики класса премиум, по оценкам аналитиков маркетингового агентства Step by Step, в 2010 году составил $1,1 млрд, или около 10% от всего рынка парфюмерии и косметики в денежном выражении. В натуральном выражении доля премиального сегмента в 2010 году составила около 15-20%. Объем рынка косметики класса масс-маркет в 2010 году составил $9,3 млрд, или около 90% от всего рынка.
"В 2010 году емкость премиального сегмента составила около 2 млрд долл., следовательно, рынок является ненасыщенным, но в преддверии второй волны кризиса темпы роста будут замедляться", - прогнозирует исполнительный директор маркетингового агентства Step by Step Ольга Тимофеичева.
В 2011 году основным каналом сбыта останутся парфюмерно-косметические сети. В 2009 году через этот канал сбыта продавалась почти четверть всей косметики, в 2010 году - 35%. Популярный до кризиса формат продаж - каталоги снизился в 2010 году почти на 1,5%, до уровня 23%. Вместе с этим хороший рост демонстрирует такой канал сбыта, как продажа косметики и парфюмерии через социальные сети.
"Несмотря на свое недавнее появление, этот канал сбыта нашел своего потребителя, - считает Ольга Тимофеичева. - Чаще всего таким образом заказывают парфюмерию и косметику сегмента люкс либо ту, которая на территории России официально не продается. Оценить этот канал сбыта не представляется возможным, так как большинство продавцов косметики чаще всего не оформляют свою деятельность юридически, а ввезенная ими продукция попадает в категорию "серый импорт".
Все чаще потребители покупают через Интернет дорогую косметику и парфюмерию, так как ее цена намного ниже, чем в специализированной рознице. Однако доля продаж дорогой косметики через сетевую розницу все еще высока: около 85%. Остальная часть продукции приходится на отдельные специализированные магазины.
По оценке аналитиков маркетингового агентства Step by Step, в 2010 году через Интернет было продано всего 4% всей продукции косметического рынка. Однако в ближайшие несколько лет стоит ждать существенного расширения данного канала сбыта. По прогнозам, до конца 2011 года доля продаж косметики и парфюмерии через Интернет увеличится еще на 1-2%.
Отдельный канал сбыта для лечебной и декоративной косметики - аптеки. У многих производителей существуют марки, позиционирующиеся как аптечные. В 2009 году доля аптек как канала сбыта косметики была оценена в 2%. Однако в 2010 году продажи косметики через аптеки снизились, и доля данного канала сбыта составила 1,5%. До конца 2011 года доля продаж через этот канал сбыта существенно не изменится.
"В Европе большую популярность завоевали так называемые добавки красоты, - говорит президент компании "Проект-21" Елена Александрова. - В ближайшие годы это направление будет развиваться и в России. На первом этапе наибольшее доверие будут вызывать "докторские" марки, реализуемые через аптечные сети".
Если в 2009 году рынок косметики рос за счет расширения сегмента масс-маркет, то в 2010 году вновь начал активно развиваться премиум-сегмент, что повлияло на темпы роста рынка в целом. Этот тренд сохранится и до конца 2011 года.
Сегмент класса премиум лучше всего развит в столицах и городах-миллионниках. Эксперты отмечают высокий потенциал и Москвы, и Санкт-Петербурга, несмотря на то, что они являются самыми развитыми в этой сфере городами. Скорее всего, это объясняется недостаточной насыщенностью рынка в целом.
Рынок косметики класса премиум в России практически полностью состоит из импортной продукции. Основным барьером для входа нового игрока в сегмент люкс на рынке парфюмерии и косметики является высочайшая конкуренция в сегменте не только среди производителей, но и среди дистрибьюторов, а также ограниченность спроса, ориентация на узкую группу потребителей и высокие затраты на продвижение продукции.
Для сегмента премиум косметического рынка характерны следующие тенденции развития: индивидуальный подход к каждому клиенту среди компаний-поставщиков, оригинальный подход к оформлению парфюмерно-косметических средств, увеличение потребления декоративной косметики, ориентированной на молодую аудиторию, усиление контроля со стороны потребителей по отношению к сертифицированности люксовой парфюмерии, а также усиление значения престижа марки.
Основные потребители косметики класса люкс - женщины в возрасте от 25 до 50 лет с доходом выше среднего.
Выбор косметики из премиум-сегмента обусловлен следующими факторами: уверенностью в том, что элитная косметика класса люкс более благотворно влияет на кожу лица и тела; моральным удовлетворением от покупки косметики и парфюмерии премиум-сегмента.
"Косметические средства премиум-сегмент априори считаются более качественными и эффективными, - уверена заместитель генерального директора компании "Рид Элсивер" Анна Дычева-Смирнова. - К тому же, покупая дорогую косметику, женщина чувствует себя причастной к люксовой сфере".
По данным исследования компании Nielsen, в развитых странах женщины привыкли тратить дополнительные доходы не на семью и детей, а на личные нужды. Этот тренд характерен и для России. 81% российских женщин, согласно исследованию, готовы потратить свободные деньги на новую одежду, на отпуск (73%) и на продукты для красоты (69%).