В ближайшие три года налоговая нагрузка в России может снизиться

Налоговое бремя в России увеличиваться не будет, плоская шкала подоходного налога в 13 процентов - это надолго. Более того, в ближайшие три года общая налоговая нагрузка может снизиться.

Эти направления налоговой политики государства подтвердили глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, помощник президента страны Аркадий Дворкович и и.о. министра финансов Антон Силуанов. Сегодня они активно участвовали в дискуссиях на Международной конференции "Налоги - современный взгляд".

"По ту сторону баррикад" от бизнеса выступал глава Сбербанка Герман Греф. И всячески давал понять, что не верит этим обещаниям, тем самым повышая градус дискуссии. Как, не увеличивая  налоги, говорил он, государство ответит на вызовы, один из которых связан с дефицитом пенсионной системы, где речь идет о триллионах рублей? И пояснил свою позицию тем, что все социальные расходные обязательства власти бизнес трактует как грядущее повышение налогов.

Эльвиру Набиуллину этот напор не смутил. Она еще раз подчеркнула, что в данном случае доверие бизнеса к государству как раз определяет предсказуемость налоговой системы. "Которую надо оставить в покое на пять-шесть лет", - поддержал  ее Антон Силуанов. - А пенсионную систему надо настроить на принцип самодостаточности. Сегодня из 12 триллионов  рублей в бюджете один триллион идет на поддержание пенсионной системы". 

Эти деньги, говорит Силуанов, надо заставить работать, направлять на инфраструктурные проекты, а трансферты в пенсионную систему уменьшать. Попутно и.о. замминистра  финансов предложил провести тщательную инвентаризацию всех льгот и преференций, которые есть в России и от "мертворожденных" отказаться.

Тезис Антона Силуанова о том, что если государство и будет принимать дополнительные расходные обязательства, то минфин в этом случае станет искать ресурсы внутри "уже принятого на три года бюджетного пирога", не увеличивая ни налоговое бремя, ни дефицит бюджета, а  перераспределяя расходные обязательства, не устроил помощника президента России Аркадия Дворковича. За этим он увидел статичность и догму, которыми не должна характеризоваться хорошо работающая налоговая система. И в противовес предложил другой подход: чем ниже налоги, тем выше экономический рост. "Если налоги будут снижаться, то мы дадим шанс на рост бюджетного пирога, так как налоги будет платить легче, и, соответственно, их будет больше. Однако такие расчеты при бюджетных корректировках пока не принимаются", - с сожалением сказал Дворкович. Но налоговая система не догма. По мнению Аркадия Дворковича, в ближайшие три года номинальные налоговые ставки могут снизиться. Возможно, изменится сама налоговая система. В лучшую сторону.

Что касается альтернатив, гарантирующих неповышение в России налоговой нагрузки и одновременное выполнение социальных обязательств, то здесь Эльвира Набиуллина напомнила Грефу про "огромнейшие резервы", которые может дать эффективное расходование бюджетных средств. На них и рассчитывает государство, проводя реформу госзакупок. Еще один резерв - эффективное управление крупнейшими государственными проектами, в результате чего  произойдет удешевление строительства, например, дорог. Напомнила министр и о борьбе налоговиков  с "серыми" схемами. А в целом, резюмировала Набиуллина, в "России должно быть меньше налогов на деятельность и больше - на имущество, недвижимость, на алкоголь и табак". Но, не увлекаясь этим, понимая, как это отразится на людях. 

При этом министр согласилась с Германом Грефом, что уровень налоговых ставок в России приближается к критическому, и их дальнейшее повышение только приведет к давлению на экономику и выпадению доходов. Набиуллина обозначила позицию своего ведомства предельно четко: налоговая система в России должна быть стимулирующей. "Рост экономики на один процент в год соответствует повышению НДС тоже на один процент или увеличению цен на нефть на 2 доллара", - привела она убедительней довод. Поэтому, по ее словам, "стимулирующая функция налогов должна существенно усилиться". В то же время Набиуллина  считает, что бизнес поверит в заверения власти о неувеличении налоговой нагрузки только после того, как будут решены проблемы, вызывающие предложения повысить налоги. В первую очередь, речь идет о пенсионной реформе.
Аркадий Дворкович предложил создать в России Реестр государственных  расходов, сделав его максимально публичным и ежемесячно обновляемым в Интернете. "Партию стульев купили, электричество купили -  отчитайтесь", - обратился Дворкович к чиновникам. А  конкурсные комиссии по госзакупкам предложил усилить профессионалами, участниками  рынка, которым бизнес верит. По его словам, необходимо вообще перестать говорить о том, что в России  есть альтернатива в виде повышения налоговой нагрузки. "Это мнимая альтернатива", - сказал он, пообещав "сделать все, чтобы не допустить повышения налогов".

Что же касается  возможного снижения номинальной налоговой ставки в ближайшие три года, то, по мнению помощника президента, ощутимые изменения может принести  децентрализация налоговых полномочий, когда "вниз", в  регионы и муниципалитеты, будут переданы не мизерные, а радикальные средства - от нескольких сот миллиардов до триллиона рублей в течение 3-5 лет. Впрочем, столь масштабная бюджетная децентрализация, предупредил  Дворкович, потребует замены налога на добавленную стоимость (НДС) новым местным налогом с продаж, который будет оставаться в ведении регионов, стимулируя их. Всколыхнув старую тему, он  задел за живое. Эльвира Набиуллина заметила: несмотря на то, что к НДС у ее ведомства много вопросов (собираемость всего 70 процентов),  может случиться так, что  налог с продаж на местном уровне не отменит НДС, в итоге,  останутся  два налога. 

Герман Греф назвал свой рецепт стабилизации налоговой базы. "Ставить целью снижение налогов в России сегодня нереально", - еще раз подчеркнул он. Но есть варианты. По его мнению, с одной стороны, резервы находятся в улучшении собираемости налогов, которые можно направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда. По расчетам Грефа, это ежегодно примерно 250 миллиардов рублей. С другой стороны, резерв есть в резком сокращении госаппарата. Но уточнил: при повышении зарплат оставшимся. Здесь Греф цифры называть не стал, заметив, что без этого невозможно решить проблему коррупции, которая неотделима от неэффективных бюджетных трат.