Новости

22 ноября 2011 г.

Республиканская целевая программа "Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан" на 2011-2020 годы

Дата подписания 21 ноября 2011 г.
Опубликован 22 ноября 2011 г.

Паспорт Программы

Наименование
Программы
Республиканская целевая программа "Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан" на 2011-2020 годы
Основание для  разработки Программы Республиканская целевая программа "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)", утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 18 февраля 2004 года № УП-103 (с последующими изменениями)
Государственный заказчик  Программы Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан
Основной разработчик Программы Государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан
Цели и задачи  Программы 

    Цели:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории Республики Башкортостан;
создание условий для развития системы управления твердыми бытовыми отходами на территории республики;
улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Республики Башкортостан;
совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования населения республики

Задачи:
совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования вторичных материальных ресурсов и обращения с твердыми бытовыми отходами на территории республики;
создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и использования вторичных материальных ресурсов;
подготовка к внедрению организованной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории республики;
проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Республики Башкортостан;
создание условий для развития производств по использованию вторичных материальных ресурсов на территории республики; совершенствование существующих и формирование новых механизмов экономического стимулирования деятельности по использованию вторичных материальных ресурсов;
ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки в республике;
совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения;
стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами

Сроки и этапы реализации Программы      2011-2020 годы,
в два этапа:
I этап - 2011-2013 годы:
создание организационных механизмов реализации Программы;
проведение эксперимента по раздельному сбору твердых бытовых отходов в населенных пунктах Республики Башкортостан;
создание генеральных схем очистки территорий муниципальных районов, городских округов и республики в целом;
начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территориях муниципальных районов Республики Башкортостан
II этап - 2014-2020 годы:
реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных материальных ресурсов, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территориях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
корректировка программных мероприятий с учетом итогов реализации I этапа Программы
Объемы и источники финансирования Программы Объем финансирования Программы составляет 7555,632 млн. рублей, в том числе за счет:
средств бюджета Республики Башкортостан -1082,334 млн. рублей;
средств местных бюджетов - 2498,644 млн. рублей;
собственных средств организаций, участвующих в реализации Программы на добровольной основе, и других внебюджетных источников - 3974,649 млн. рублей.
Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных источников помимо бюджета Республики Башкортостан, не являются расходными обязательствами Республики Башкортостан
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы Количество населенных пунктов, охваченных системой сбора и удаления твердых бытовых отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Республики Башкортостан - 100%;
количество объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства, - 100%;
доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, - 33%;
количество несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов - 0
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности     Обеспечение к 2020 году населенных пунктов Республики Башкортостан системами сбора и удаления твердых бытовых отходов, соответствующими требованиям природоохранного законодательства, - 100%;
сокращение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде, с 97 до 67%;
увеличение количества объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям, с 35 до 100%;
увеличение доли коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, с 3 до 33%;
полная ликвидация к 2020 году несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов
Система организации контроля за реализацией Программы      Управление реализацией Программы обеспечивается государственным заказчиком - Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан;
контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с законодательством
   

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Республиканская целевая программа "Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан" на 2011-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 года № 120 "О Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года" и Республиканской целевой программой "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 18 февраля 2004 года № УП-103 (с последующими изменениями), и направлена на совершенствование системы управления отходами в Республике Башкортостан.
Твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы, образовавшиеся в результате потребления продукции физическими лицами, а также готовые товары (продукция), использованные населением для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. Объем образования ТБО в населенных пунктах Российской Федерации составляет более 150 млн. куб. м в год. Основная часть ТБО уничтожается методом захоронения на полигонах различного типа и многочисленных свалках, менее 5% бытовых отходов проходит вторичную переработку.
Ежегодный объем образования ТБО в Республике Башкортостан постоянно растет, и в 2010 году он составил 1,7 млн.т. На одного жителя республики приходится в год в среднем около 250-300 кг ТБО. Тенденция роста удельных показателей образования отходов сохранится и в дальнейшем.
Существующая в Республике Башкортостан система обращения с ТБО основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ТБО (более 97%). На территории республики действуют около 3000 свалок ТБО, занимающих общую площадь более 2000 гектаров земли. Основная часть свалок ТБО (более 80%) не соответствует требованиям природоохранного законодательства (нет документов о земельном отводе, отсутствуют основные природоохранные сооружения, в том числе противофильтрационный экран, система сбора и утилизации фильтрата и др., не организован мониторинг окружающей среды). Многие сельские населенные пункты не охвачены системой сбора, транспортировки и размещения отходов. При этом накопление отходов наносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
Несмотря на относительную дешевизну, полигонные технологии имеют существенные недостатки:
долговременное изъятие из оборота значительных площадей земель;
безвозвратные потери ценных компонентов ТБО;
быстрое переполнение существующих полигонов (свалок) из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов. Без предварительного уплотнения средняя плотность ТБО составляет 200-220 кг/куб.м, которая достигает всего лишь 450-500 кг/куб.мпосле уплотнения с использованием мусоровозов;
негативное воздействие на окружающую среду: загрязнение поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв.
Отрицательные воздействия от захоронения отходов проявляются также в повышении заболеваемости людей, ухудшении их жизненных условий, снижении продуктивности природных ресурсов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 1121-р), определены главные цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной, экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до
2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370, определила основные направления обеспечения экологической устойчивости республики, среди которых утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение ТБО, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации комплексов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов на территории Республики Башкортостан.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об отходах производства и потребления":
территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления согласно законодательству Российской Федерации;
порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В рамках реализации Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 18 февраля 2004 года № УП-103 (с последующими изменениями), введены в эксплуатацию 34 полигона ТБО. В целях эффективной эксплуатации полигонов ТБО, построенных за счет средств бюджета Республики Башкортостан, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14 августа 2003 года № 785-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Республики Башкортостан
от 22 марта 2004 года № 194-р) создано государственное унитарное предприятие "Табигат" Республики Башкортостан (далее -
ГУП "Табигат" РБ), осуществляющее эксплуатацию полигонов через сеть филиалов.
В настоящее время эксплуатируется 41 полигон ТБО, находящийся в ведении организаций различных форм собственности: 15 -
ГУП "Табигат" РБ, 17 - муниципальных предприятий, 9 - коммерческих организаций.
Анализ мест расположения объектов размещения отходов (свалок ТБО) показал, что основную их часть составляют сельские свалки ТБО. Свалки не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, их необходимо вывести из эксплуатации с последующей рекультивацией. На территории уже выведенных из эксплуатации свалок работы по рекультивации не проводятся.
Вопросы вывода из эксплуатации свалок ТБО и установления графика их вывода могут быть решены после проведения органами местного самоуправления детальной инвентаризации в целях выявления соответствия объектов размещения ТБО требованиям законодательства, создания пунктов сбора, переработки и обезвреживания отходов.
В настоящее время в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан:
утверждены тарифы на вывоз и размещение на существующих свалках (полигонах) ТБО в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
локально внедряется система раздельного сбора отходов;
начата работа по приведению объектов размещения отходов (свалок ТБО) в соответствие с требованиями природоохранного законодательства;
в крупных населенных пунктах введены в эксплуатацию полигоны ТБО.
Несмотря на то, что приоритетным направлением в области обращения с ТБО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья, средний уровень использования отходов на протяжении ряда лет в Республике Башкортостан составляет не более 3% от общего годового объема их образования. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные отходы, главным образом, лом черных и цветных металлов, полимерные материалы, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, древесные отходы.
При этом анализ отходов непосредственно на полигонах в городах Нефтекамске, Стерлитамаке, Октябрьском, Туймазы показал возможность потенциального извлечения не менее 50% ценных компонентов из общего объема ТБО. Внедрение системы раздельного сбора отходов приведет к значительным экономическому, экологическому и социальному эффектам (сохранению природных ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, созданию дополнительных рабочих мест).
ТБО по морфологическому признаку подразделяются на компоненты: бумагу, картон, пищевые отходы, дерево, металл (черный и цветной), текстиль, кости, стекло, кожу, резину, камни, полимерные материалы и прочие неклассифицируемые фракции. Морфологический состав ТБО зависит от множества факторов, включая времена года, климатические зоны, места образования и накопления отходов.
В республике имеется огромный ресурс вторичного сырья, измеряемый сотнями тысяч тонн, который в настоящее время вывозится на свалки и полигоны ТБО. Приоритетными компонентами ТБО, организацию сбора которых необходимо развивать в первую очередь, являются отходы бумаги, полимеров, лом черных и цветных металлов, текстиль, стеклобой, изношенные шины, покрышки. Для оптимизации организации сбора ТБО необходимо определить перечень отходов производства и потребления, подлежащих использованию в качестве вторичных материальных ресурсов в первоочередном порядке.
На объекты размещения отходов на территории Республики Башкортостан поступает ежегодно более 150 тыс. т макулатуры, 70 тыс. т картона, 28 тыс. т лома черных металлов, 107 тыс. т отходов полиэтилентерефталата, 14 тыс. т лома цветных металлов, 54 тыс. т пластмасс, 36 тыс. т текстиля.
Кроме того, наблюдается тенденция увеличения доли электронного лома (отработанной оргтехники, электронных бытовых приборов и оборудования). В последующие годы следует ожидать резкое увеличение поступления электрического лома на свалки. Так, по самым скромным подсчетам, ежегодно от населения и организаций будут направляться в места утилизации более 120 тыс. телевизоров, 160 тыс. компьютеров, 40 тыс. принтеров и копировальной техники, а также остальное морально и физически устаревшее оборудование общей массой более 10 тыс. т/год.
В целях определения приоритетных направлений в области сбора и рециклинга отходов в республике распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 сентября 2009 года № 941-р утвержден Перечень отходов производства и потребления, подлежащих сбору в качестве вторичного сырья на территории Республики Башкортостан. Однако в настоящее время данный Перечень не отражает реальной экономической ситуации на рынке вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР). В связи с отсутствием пунктов сбора отходов, производств (установок) по их переработке использование указанного документа затруднено. Рынок ВМР развит на территории республики слабо.
В настоящее время в республике селективный сбор ТБО в целях выделения ВМР у населения практически отсутствует и его масштабная организация в ближайшее время проблематична (неподготовленность населения, сложные бытовые условия, отсутствие технического обеспечения для раздельного сбора и переработки и пр.). Мусор, который вывозят на сортировку из общих контейнеров, из-за высокого содержания пищевых отходов с большим трудом поддается сортировке на мусоросортировочных станциях. Несмотря на кажущуюся простоту процесса мусоросортировки, практически нет эффективно работающих линий: процент извлечения ВМР низкий - на уровне 10%, хотя изначально его содержание превышает 50%. Таким образом, коммерческий интерес представляют только бытовые отходы от предприятий. Одним из необходимых условий создания рентабельной системы селективного сбора отходов от населения является разделение мусора населением на пищевой и непищевой, что намного упрощает в дальнейшем сортировку на местах. Этот метод является более эффективным, чем система раздельного сбора мусора по компонентам.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 августа 2003 года № 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных образований, которые утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет.
В настоящее время материально-техническая база сферы обращения с отходами в муниципалитетах развита слабо. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков. Недостаток специальной техники по вывозу мусора и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводят к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов.
Не определен порядок обращения с отходами, образующимися непосредственно на строительных площадках. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Помимо негативного влияния на состояние окружающей среды утрачивается возможность дальнейшего использования строительных отходов как ценных строительных материалов.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования ВМР в экономике республики, являются:
отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов;
отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных технологиях их переработки;
отсутствие системного подхода к организации сбора компонентов ТБО, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований республики;
неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципалитетов (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку;
недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции;
недостаточная развитость сети пунктов сбора вторичных отходов (преимущественно они организованы в крупных городах, районных центрах; сельские населенные пункты охвачены сбором отходов в меньшей степени);
отсутствие конкуренции в сфере переработки отходов;
низкая конкурентоспособность товаров, произведенных с использованием отходов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цены и качества для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из первичного сырья; отсутствие механизма продвижения на рынке продукции, произведенной из отходов;
проблема сбыта собранного вторичного сырья (из-за отсутствия специализированных предприятий данные отходы направляются на переработку и повторное использование за пределы республики); нерентабельность деятельности по сбору ряда компонентов ТБО из-за транспортных расходов;
недостаточность нормативных правовых актов по экономическому регулированию процесса сбора и переработки отходов и стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере; отсутствие экономических стимулов сокращения добычи и переработки первичного сырья и энергоносителей за счет использования вторичных ресурсов;
отсутствие нормативных правовых актов, определяющих требования к природопользователям по обязательной утилизации компонентов ТБО, являющихся ВМР;
отсутствие порядка отнесения отходов к категории вторичного сырья.
Принимаемые администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан меры носят локальный характер, не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, современных технологий обращения с отходами и в связи с этим не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему.
Таким образом, на сегодняшний день в Республике Башкортостан правовое регулирование обращения с отходами как с ВМР развито очень слабо. Сформировавшаяся на муниципальном и республиканском уровнях система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из ТБО компонентов, пригодных для вторичного использования.
Отсутствие стратегических подходов к управлению отходами, единого органа, осуществляющего на республиканском уровне координацию действий органов государственной власти и участников рынка, вызывает несбалансированность мер государственного регулирования и управления в области обращения с отходами.
Сфера обращения с отходами в большинстве развитых стран представляет собой высокоразвитую, рентабельную и инвестиционно привлекательную отрасль производства. В условиях нашей страны лишь отдельные стадии обращения с отходами экономически выгодны и способны привлечь к участию инвесторов. Это сбор и транспортировка отходов с мест накопления. При этом эффективность каждой из указанных стадий зависит от конкретных экономических условий, устанавливаемых муниципалитетами.
Индустрия рециклинга в Республике Башкортостан еще только формируется и нуждается в серьезной государственной поддержке. Из зарубежного опыта известно, что значительная часть объемов образующихся отходов перерабатывается малыми предприятиями, эффективность работы которых определяется совокупностью мер поддержки как экономической, так и административной.
Для развития малых предприятий в области переработки отходов сформированы следующие условия:
наличие предложения отходов;
наличие технологии по переработке вторичного сырья;
заинтересованность общества в переработке отходов как фактора улучшения качества жизни и экологической обстановки в республике.
Задачей экономического регулирования сферы обращения с отходами является создание благоприятных условий для экологического предпринимательства, то есть деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
Рынок сбора и переработки ТБО относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов связаны с капитальными вложениями в строительство новых предприятий по переработке и захоронению, а также административными и экологическими ограничениями.
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников рынка.
Необходимо продолжить формирование конкурентной среды в сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности как одного из перспективных направлений развития предпринимательства, предусмотренных Концепцией развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года № 202 (с последующими изменениями).
Наиболее эффективными механизмами государственной поддержки малого бизнеса являются финансовые (имущественные); инфраструктурные; информационные (консалтинговые) механизмы.
Проблемы сбора, переработки и утилизации ТБО усилиями только муниципальных и государственных органов власти решить невозможно, равно как и усилий только малого и среднего предпринимательства в этой сфере недостаточно. Необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, в рамках которого возможно привлечение на контрактной основе представителей частного сектора экономики для более эффективного и качественного выполнения соответствующих задач.
Предприятия, выполняющие республиканские и муниципальные заказы, должны использовать (производить) определенное количество изделий из вторичных материалов. Для этого необходимо сформировать перечень продукции из ВМР, которая является безопасной и может использоваться для государственных и муниципальных нужд.
Для создания эффективного рынка переработки и сбора ТБО в Республике Башкортостан помимо стимулирующих мер в отношении участников рынка - субъектов малого и среднего предпринимательства необходимы:
разработка перечня видов предпринимательской деятельности, в области обращения с ТБО;
формирование регистров предприятий, потребляющих сырье, образующих и (или) перерабатывающих отходы;
осуществление мониторинга обращения с ТБО и соответствующих затрат на всех этапах технологического цикла: от образования до ликвидации отходов;
формирование базы данных по потребительским свойствам и экономическим показателям технологий и оборудования для переработки ТБО и связанным с ними капитальным и эксплуатационным затратам;
создание сети маркетинговых (консалтинговых) организаций в области вторичного ресурсопользования.
В республике зарегистрировано около 300 предприятий, имеющих лицензию на деятельность в области обращения с отходами, из которых большинство осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) ТБО. Непосредственно утилизацией (обезвреживанием и использованием) отходов занимается менее 10% специализированных предприятий.
Для повышения эффективности программных мероприятий необходимо соблюдение следующих принципов:
1) максимальное использование ресурсного потенциала отходов.
Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья;
2) минимизация количества отходов, направляемых на захоронение.
Реализация данного принципа осуществляется в целях снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья;
3) укрупнение объектов утилизации отходов в целях повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов.
Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов в целях сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных-коммунальных услуг;
4) максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами.
Внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций. Основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов. В целях снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном использовании механизмов государственно-частного партнерства. При этом инвестиции в развитие объектов обращения с отходами производства и потребления со стороны бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов должны осуществляться либо в коммерчески невыгодные объекты сбора отходов (оборудование площадок накопления и временного хранения, организация экспериментов по раздельному сбору), либо в объекты, которые могут быть в последующем переданы инвесторам на коммерческих (в том числе инвестиционных) условиях.
Масштабность и сложность задач по совершенствованию системы обращения с ТБО и увеличению их использования в качестве ВМР, наличие в них значительного межотраслевого и межмуниципального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения обуславливают решение данных задач программно-целевым методом. Только такой подход позволит сконцентрировать для их решения необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.

2.Цели, задачи, сроки реализации и целевые показатели Программы

Целями Программы являются:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с ТБО и увеличение их использования в качестве ВМР на территории Республики Башкортостан;
создание условий для развития системы управления ТБО на территории республики;
улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Республики Башкортостан;
совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования населения республики.
Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования ВМР и обращения с ТБО на территории республики;
создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с ТБО и использования ВМР;
подготовка к внедрению организованной системы обращения с ТБО на территории республики;
проектирование и строительство объектов сбора и размещения ТБО на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан;
создание условий для развития производств по использованию ВМР на территории республики;
совершенствование существующих и формирование новых механизмов экономического стимулирования деятельности по использованию ВМР;
ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки в республике;
совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения;
стимулирование населения в сфере обращения с ТБО.
Программа реализуется в 2011-2020 годах, в два этапа:
I этап: 2011-2013 годы;
II этап: 2014-2020 годы.
На I этапе планируется создание организационных механизмов реализации Программы, проведение эксперимента по раздельному сбору ТБО в населенных пунктах муниципальных районов Республики Башкортостан, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и республики в целом, начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территориях муниципальных районов Республики Башкортостан.
На II этапе предполагается реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке ВМР, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территориях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, корректировка программных мероприятий с учетом итогов реализации I этапа Программы.

3. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 7555,63 млн. рублей.
Основными источниками финансирования программных мероприятий являются:
бюджет Республики Башкортостан (расходные обязательства Республики Башкортостан) в объеме 1082,33 млн. рублей;
средства местных бюджетов (прогноз) - 2498,64 млн. рублей;
собственные средства организаций, участвующих в реализации Программы на добровольной основе, и других внебюджетных источников (прогноз) - 3974,65 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы из бюджета Республики Башкортостан осуществляется в форме ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а именно:
в 2011-2012 годах - за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Республиканской целевой программой "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004-2010 годы и период до 2015 года)", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 18 февраля 2004 года № УП-103 (с последующими изменениями);
в 2013-2018 годах Программа включается в виде подпрограммы в Долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан на 2013-2018 годы", разрабатываемую республиканскими органами исполнительной власти в 2011 году в соответствии с перечнем долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2011 года № 767-р.

4. Основные направления реализации Программы

Исходя из анализа сложившейся в Республике Башкортостан ситуации в сфере обращения с отходами, а также поставленных целей и задач Программа реализуется по следующим основным направлениям:
1) создание условий для развития системы управления в области обращения с ТБО путем:
совершенствования правовой базы, регулирующей вопросы использования ВМР и обращения с ТБО на территории республики;
создания и поддержки единой информационной среды в сфере обращения с ТБО и использования ВМР;
2) совершенствование системы обращения с ТБО на территории Республики Башкортостан путем:
подготовки к внедрению организованной системы обращения с ТБО на территории республики;
проектирования и строительства объектов сбора и размещения ТБО на территории муниципальных образований Республики Башкортостан;
создания условий для развития производств по использованию ВМР на территории Республики Башкортостан с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Республики Башкортостан путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивации техногенных массивов;
4) совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования населения путем совершенствования системы экологического образования, воспитания и просвещения населения республики.

4.1. Создание условий для развития системы управления в области обращения с ТБО

4.1.1. Совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования ВМР и обращения с ТБО на территории республики
Сформировавшаяся в Республике Башкортостан система правового регулирования обращения с отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не способствует притоку инвестиций в эту отрасль. В этой связи основными целями совершенствования правовой базы в сфере обращения с ТБО являются упрощение и повышение эффективности механизмов управления потоками отходов, создание условий для развития бизнеса по их сбору, переработке и повторному использованию.
В ходе реализации предусмотренных Программой мероприятий необходимо нормативно закрепить:
приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
обязательность сбора ТБО в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан, предусматривающего разделение отходов на пищевые и непищевые;
обязательность предоставления в установленном порядке информации в сфере обращения с ВМР и обеспечение ее доступности для населения;
меры экономического стимулирования деятельности, связанной с переработкой отходов и повторным вовлечением их в хозяйственный оборот;
обязательность возмещения вреда, нанесенного окружающей среде в результате ее загрязнения отходами и др.
Для решения этих целей необходимо разработать нормативные правовые акты Республики Башкортостан, регулирующие отношения в сфере обращения с ТБО. Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов осуществляют органы местного самоуправления, в рамках Программы будут разработаны модельные положения по организации раздельного сбора ТБО, которые станут основой для принятия соответствующих правовых актов на уровне муниципалитетов.
Для формирования эффективной системы управления в сфере обращения с отходами Программой предусмотрено создание уполномоченной структуры - единого республиканского центра по обращению с ТБО, подведомственного Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан, основными задачами которого будут являться:
проведение постоянного мониторинга ситуации в сфере обращения с отходами и использования ВМР;
ведение республиканского кадастра отходов и подготовка на его основе аналитических материалов;
организация информационного взаимодействия между всеми участниками процесса использования ВМР, обеспечение функционирования специализированного Интернет-портала;
проведение просветительской работы среди населения;
разработка, внедрение и поддержка электронной базы данных инновационных решений и проектов по обращению с отходами;
исследование организационно-правовых форм территориального управления отходами и вторичными ресурсами в Российской Федерации и разработка рекомендаций по использованию лучшей практики в Республике Башкортостан;
проведение обучающих семинаров для специалистов, работающих в сфере обращения с отходами и использования ВМР.
Решение этих задач позволит:
выявлять и расширять круг контролируемых хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами;
проводить анализ трансграничного, межсубъектного и межрайонного (межмуниципального) движения отходов;
выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными ВМР;
оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) предприятий и установок;
оценивать эксплуатационные характеристики действующих объектов размещения отходов;
проводить всесторонний анализ информации для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования ВМР.

4.1.2. Создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с ТБО и использования ВМР
Создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с ТБО и использования ВМР включает в себя ведение республиканского кадастра; проектирование и сопровождение информационной модели базы геоданных для сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с ТБО, в том числе данных инновационных решений, технологий и проектов по обращению с ТБО; информационное наполнение и создание цифровой карты объектов размещения, создание и сопровождение общественного геоинформационного Интернет-портала по тематике обращения с ТБО и использования ВМР; оптимизация маршрутов транспортировки ТБО с учетом перспективной схемы развития объектов обращения с ТБО с использованием геоинформационных технологий, проведение круглых столов, семинаров, научно-практических конференций по тематике обращения с ТБО и использования ВМР; грантовая поддержка молодежных инициатив в области обращения с ТБО и использования ВМР.

4.2. Совершенствование системы обращения с ТБО на территории Республики Башкортостан

4.2.1. Подготовка к внедрению организованной системы обращения с ТБО на территории республики
Государственная политика Российской Федерации в области обращения с отходами ориентирована на ресурсосбережение и охрану окружающей природной среды. Очистка территорий муниципальных образований от коммунальных отходов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. В целях соблюдения норм статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" органы местного самоуправления разрабатывают генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов от коммунальных отходов.
Программными мероприятиями предусмотрена разработка генеральных схем очистки территорий муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Проектные решения схем будут направлены на внедрение раздельного сбора, максимальное использование отходов в качестве вторичных ресурсов, ликвидацию несанкционированных свалок и снижение общего объема размещаемых отходов.
В генеральных схемах будут решены вопросы очистки не только селитебных территорий, но также пляжей, рекреационных зон, садово-дачных массивов, объектов частного сектора, особо охраняемых природных территорий.
Генеральные схемы очистки территорий муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан будут являться составной частью генеральной схемы очистки территории Республики Башкортостан, в которой будут отражены мероприятия по обращению с отходами в целом по республике. В частности, генеральная схема очистки территории Республики Башкортостан будет содержать информацию о необходимости строительства межмуниципальных объектов размещения отходов и оптимальной дислокации сортировочных и перерабатывающих производств с учетом логистики.
Проведение эксперимента по организации раздельного сбора ТБО планируется во всех муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан. Каждый орган местного самоуправления в одном из населенных пунктов организует раздельный сбор пищевого и непищевого мусора. Пищевой мусор идет на захоронение и(или) компостирование, непищевой - на сортировку. Практика подтверждает готовность большей части населения крупных городских округов участвовать в раздельном сборе, однако готовность участия населения небольших населенных пунктов сельских районов нельзя спрогнозировать.
Предполагается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с ТБО, разработка и внедрение опытно-промышленных производств по переработке отходов, технологий, направленных на снижение объемов отходов, размещаемых в окружающей среде.

4.2.2. Проектирование и строительство объектов сбора и размещения ТБО на территории муниципальных образований Республики Башкортостан
В целях выполнения данной задачи в рамках Программы планируется выполнение следующих мероприятий:
разработка типовых проектов контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО на территории населенных пунктов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
организация контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО, крупногабаритных и строительных отходов на территории населенных пунктов муниципальных районов Республики Башкортостан;
разработка методических рекомендаций по установлению расчетных норм накопления отходов для населенных пунктов Республики Башкортостан;
проектирование, строительство полигонов ТБО в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан;
разработка проектно-сметной документации и строительство узловых полигонов ТБО в городах Уфе, Туймазы, Нефтекамске, Стерлитамаке.
В рамках реализации Программы предполагается построить 2 новых узловых полигона ТБО в городах Уфе и Стерлитамаке и реконструировать 2 существующих в городах Нефтекамске, Туймазы. В состав полигонов, кроме обязательных природоохранных сооружений, должны входить линии сортировки и прессования отходов в целях уменьшения площадей складирования отходов. География размещения полигонов следующая: г.Уфа (обслуживание столицы республики и близлежащих населенных пунктов), г.Стерлитамак (обслуживание городов Стерлитамака, Салавата, Ишимбая и близлежащих населенных пунктов), г.Туймазы (обслуживание г.Туймазы, с.Кандры и близлежащих населенных пунктов, в перспективе г.Октябрьского), г.Нефтекамск (обслуживание городов Нефтекамска, Агидели и близлежащих населенных пунктов).
Данная схема предполагает прием отходов из населенных пунктов, с территорий водоохранных зон и зон рекреации, расположенных на расстоянии не более 35 км от месторасположения полигона, с использованием мусороперегрузочных станций. Увеличение указанного расстояния в большинстве случаев нецелесообразно в связи со значительным ростом тарифа на услуги по вывозу отходов с мест их накопления, а также во избежание снижения надежности системы удаления отходов. При вывозе отходов из населенных пунктов, находящихся на расстоянии более 35 км от полигона, необходимо строительство мусороперегрузочных станций (далее - МПС). Расстояние при этом не должно превышать 55 км. Для этого требуется проектирование и строительство сети МПС в Республике Башкортостан.
На сегодняшний день из 41 полигона ТБО заполнены до 90% от проектной мощности 5 полигонов. Все они будут входить в общереспубликанскую систему сбора и захоронения ТБО до полного заполнения с последующей рекультивацией. Решение о строительстве вторых, в некоторых случаях третьих очередей действующих полигонов ТБО будет приниматься в каждом конкретном случае исходя из принципа целесообразности такого строительства.
Особенностью системы проживания населения республики является преобладание малых городов, поселков, сел и деревень. На протяжении многих лет эти поселения со всех сторон стихийно завалены отходами человеческой жизнедеятельности. Причина проста: местные бюджеты не в состоянии обеспечить функционирование собственного сертифицированного, с лицензией, оснащенного надлежащим оборудованием полигона ТБО.
В рамках Программы предлагается реализовать двухэтапный вывоз отходов. Для охвата малых населенных пунктов - строительство простейших МПС, основным компонентом которых будет стационарный компактор. В отличие от мобильных компакторов в системе стационарного компактора меняется только контейнер, что позволяет загружать и перевозить больший объем отходов. Такая схема позволит перевозить неуплотненный и несортированный мусор из жилого сектора до перегрузочной станции с необходимой степенью регулярности и на относительно небольшие расстояния. На перегрузочной станции на первом этапе будет производиться прессование ТБО для дальнейшей их транспортировки (возможно организовать и сепарирование отходов, дробление крупного мусора, сортировку и т.д.). После такой обработки перевозка оставшихся отходов на территорию полигона становится гораздо дешевле. Кроме того, появляется возможность обслуживать сеть перегрузочных станций, используя график движения транспорта, не привязанный к времени сбора отходов в жилом секторе, или применять для этого отдельно выделенные транспортные средства (к примеру, повышенной грузоподъемности). Экономия достигается за счет сокращения числа поездок от места сбора отходов до места их размещения. Важнейшим элементом должна стать перегрузочная станция, которая должна представлять собой некую территорию, расположенную на удобном расстоянии между жилым сектором и полигоном ТБО, оснащенную небольшим комплексом специализированного оборудования.
В отдельных случаях целесообразно совмещать строительство МПС со станцией сортировки отходов. Так, в крупных населенных пунктах, где развита коммерческая инфраструктура, экономически выгодна сортировка офисных отходов, отходов оптово-розничной торговли (бумаги, упаковочной картонной и пластиковой тары). Кроме того, МПС может принимать и отходы жилищного фонда близлежащих городских микрорайонов. Вместе с неутилизируемой частью коммерческих отходов отходы жилого фонда будут прессоваться и большегрузными мусоровозами отправляться на полигон для захоронения.
В рамках Программы в районах республики предполагается построить по типовому проекту около 204 простых МПС, оборудованных прессами и обслуживающих усовершенствованные свалки ТБО и узловые полигоны.
В городах республики предполагается построить порядка 13 МПС различной производительности, оснащенных линиями сортировки.
В целях селективного сбора отходов предполагается организация сети мусоросортировочных станций (далее - МСС).
Мусор, который вывозят на сортировку из общих контейнеров, из-за высокого содержания пищевых отходов с большим трудом поддается сортировке на мусоросортировочных станциях. Эффективность мусоросортировки приближается к нулю. Несмотря на кажущуюся простоту процесса мусоросортировки, практически нет эффективно работающих линий: процент извлечения ВМР низкий - на уровне 10%, хотя изначально его содержание превышает 50%. При существующих экономических условиях выгоднее просто возить мусор на свалку. Таким образом, одним из необходимых условий создания рентабельной системы сортировки отходов является селективный сбор отходов от населения.
В дальнейшем предполагается организовать эксперимент по установке специальных мини-пунктов во дворах жилых домов с первичным отбором ценных компонентов ТБО, либо разделять мусор на пищевые и непищевые отходы. Пищевые отходы можно везти на захоронение (переработку), непищевые - на дальнейшую сортировку.
В Программе предлагается спроектировать и построить около 14 МСС различной производительности в городах Уфе (3 МСС), Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском, Белорецке, Ишимбае, Кумертау, Туймазы, Сибае, Мелеузе.
В перспективе при условии обеспечения самоокупаемости возможна организация сортировочных комплексов на базе иных полигонов.
Учитывая предлагаемую перспективную схему размещения объектов сбора, сортировки и размещения отходов на территории Республики Башкортостан, целесообразно создавать предприятия по их переработке в городах Уфе, Стерлитамаке, Туймазы, Нефтекамске, Сибае, Кумертау.
Проектированием и строительством пунктов сбора, накопления и первичной сортировки ТБО вблизи районных центров, а также оборудованием мест массового отдыха населения в водоохранных зонах, на особо охраняемых и других природных территориях элементами системы сбора и удаления отходов будут заниматься органы местного самоуправления.

4.2.3. Создание условий для развития производств по использованию ВМР на территории Республики Башкортостан с применением механизмов государственно-частного партнерства

Анализ федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов в области развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства показал, что наиболее эффективными механизмами государственной поддержки малого бизнеса являются:
финансовые (имущественные);
инфраструктурные;
информационные (консалтинговые).
Необходимо стимулировать создание и (или) привлечение малых предприятий в сфере сбора, переработки и утилизации ТБО, в том числе и как механизма обеспечения занятости населения.
Проблемы сбора, переработки и утилизации ТБО усилиями только муниципальных и государственных органов власти решить невозможно, равно как и усилий только малого и среднего предпринимательства в этой сфере недостаточно. Необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, в рамках которого возможно привлечение на контрактной основе представителей частного сектора экономики для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к сфере ответственности органов государственной власти (в данном случае муниципалитетов).
Нужно также рассмотреть возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обращения с ТБО, в конкурсных процедурах на размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в рамках возможностей, которые предоставляет Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Важно, чтобы предприятия, выполняющие государственные и муниципальные заказы, использовали (производили) определенное количество изделий из вторичных материалов. Для этого требуется сформировать перечень продукции из вторичных материалов, которая является безопасной и может использоваться в государственных и муниципальных учреждениях для различных нужд.
Учитывая непривлекательность для частных инвесторов долгосрочных, как правило, высокорисковых и низкоокупаемых инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере, при создании комплексов по переработке отходов и выпуску продукции из ВМР в рамках реализации Программы предполагается создание на территории Республики Башкортостан промышленных зон (технопарков).
Создание объектов инфраструктуры будет осуществляться при наличии соответствующих соглашений с частными инвесторами. В дальнейшем земельные участки и имущество, созданное за счет средств бюджета Республики Башкортостан, могут быть предоставлены инвесторам в долгосрочную аренду либо использованы в качестве вклада в уставные капиталы организаций по переработке вторичных ресурсов, размещаемых на территориях промышленных зон в соответствии с законодательством.
Использование данного инструмента снижает риски и издержки на инфраструктуру при реализации инвестиционных проектов. Финансовое участие республики в создании элементов инфраструктуры промышленных зон позволит сформировать эффективную систему партнерства, которая решит задачу взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и существующих организаций разных форм собственности и обеспечит полную реализацию целей, предусмотренных Программой.
Планируется проектирование и строительство комплексов по переработке отходов и продукции из вторсырья на территории промышленных зон
Строительство за счет внебюджетных источников комплексов по сортировке, переработке отходов, а также создание производственных мощностей по выпуску продукции из вторичного сырья на базе создаваемых промышленных зон являются самыми целесообразными способами переработки отходов как с точки зрения экологии, так и с экономической точки зрения. Назначением комплексов по выпуску продукции из вторичного сырья является производство готовой продукции (товаров народного потребления) из компонентов твердых коммунальных отходов (полимеров, макулатуры, стекла и др.), извлекаемых в процессе сортировки.

4.3. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Республики Башкортостан путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивации техногенных массивов

По мере завершения строительства новых полигонов размещения отходов в муниципальных районах Республики Башкортостан программными мероприятиями планируется завершение комплекса работ по рекультивации несанкционированных объектов захоронения. Для этого планируется осуществить:
исследование существующих неорганизованных объектов размещения ТБО на предмет возможности их естественной ассимиляции природной средой с разработкой научно обоснованного заключения об отсутствии необходимости производства рекультивационных работ;
разработку проектно-сметной документации и производство работ по ликвидации несанкционированных свалок для муниципальных образований и городских округов Республики Башкортостан;
разработку проектно-сметной документации и производство работ по ликвидации и рекультивации отработавших объектов размещения отходов на территории Республики Башкортостан.

4.4. Совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования путем совершенствования системы экологического образования, воспитания и просвещения населения республики

Система экологического образования населения Республики Башкортостан находится в процессе развития и формирования. Людям очень трудно мгновенно отказаться от сложившихся стереотипов. Для повышения экологической культуры и образования населения необходимо пошагово реализовывать следующие мероприятия:
вовлечение всех слоев населения в систему непрерывного экологического обучения путем распространения через средства массовой информации передового опыта и актуальной информации о современных технологиях и методах работы в сфере экологии;
обеспечение подготовки и переподготовки кадров в области экологического образования и воспитания;
создание и пополнение информационного банка данных по экологическому образованию, воспитанию и просвещению;
установление и развитие контактов с субъектами Российской Федерации, международными организациями, фондами по вопросам экологического образования и воспитания;
проведение республиканских конференций по экологическому образованию;
издание книг, пособий, атласов по вопросам экологического образования, воспитания и просвещения;
формирование экологической культуры, экологического образования и просвещения в программах развития муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
создание научно-популярных фильмов, телепередач, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов об экологических и экономических аспектах в области обращения с ТБО;
организация массовых акций по раздельному сбору отходов в период проведения субботников;
стимулирование населения в сфере обращения с ТБО.

5. Механизм реализации Программы  и контроль за ходом ее выполнения

Основные исполнители Программы:
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму;
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию);
юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации целей и задач Программы.
Государственный заказчик Программы - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей Программы, осуществляет управление и контроль за реализацией Программы, а также ее правовое и методическое обеспечение.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.
Основные исполнители Программы в части определенных за ними мероприятий:
несут ответственность за ее реализацию;
организуют размещение государственного заказа на выполнение работ по программным мероприятиям;
ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику Программы информацию о ходе ее реализации.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы ее целевым индикаторам (показателям) эффективности государственный заказчик Программы вносит в Правительство Республики Башкортостан предложения о:
корректировке целей и сроков реализации Программы, перечня мероприятий Программы;
сокращении финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год;
досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедуры расторжения договоров (соглашений).
Государственный заказчик Программы ежегодно в срок до 1 февраля подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей), а также показателей эффективности реализации Программы, и направляет ее в Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан на рассмотрение. Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан в течение двух недель подготавливают и направляют государственному заказчику Программы соответствующие заключения.
Государственный заказчик Программы в срок до 1 марта представляет в Правительство Республики Башкортостан информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением указанных заключений.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы планируется создать правовую, организационную, экономическую, техническую и информационную базу для совершенствования сферы обращения с отходами.
Реализация Программы позволит:
улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Республики Башкортостан путем снижения уровней загрязнения почв отходами и содержащимися в них вредными веществами, перевода процессов сбора, транспортировки, переработки и захоронения отходов на условия, отвечающие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
сформировать систему использования ВМР на территории Республики Башкортостан путем обновления системы управления отходами и интеграции усилий заинтересованных сторон;
внедрить прогрессивную технологию селективного сбора отходов, позволяющую сократить транспортные и иные сопутствующие расходы;
создать и развить производственную инфраструктуру для выполнения работ и услуг в сфере обращения с отходами, в том числе по переработке отходов, с получением социально значимой и конкурентоспособной продукции;
развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов;
создать дополнительные рабочие места;
повысить уровень экологического сознания населения республики;
сократить отчуждение площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны и иные объекты размещения отходов;
экономить первичные ресурсы за счет вовлечения ТБО в хозяйственный цикл;
насытить рынок пользующимися спросом товарами, изготовленными полностью или частично с применением отходов производства и потребления.
Вложение средств бюджета Республики Башкортостан в объекты обращения с ТБО позволит привлечь частный капитал на условиях государственно-частного партнерства, что, в свою очередь, повысит эффективность реализуемой политики, проводимой Правительством Республики Башкортостан в этой сфере.
В результате реализации отдельных мероприятий Программы:
будет обеспечено системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, 100% населенных пунктов Республики Башкортостан;
сократится доля ТБО, размещаемых в природной среде, с 97 до 67%;
увеличится количество объектов размещения ТБО, соответствующих современным требованиям, с 35 до 100%;
увеличится доля ТБО, использованных в качестве ВМР, с 3 до 33%;
будут полностью ликвидированы к 2020 году несанкционированные места размещения ТБО.