Низкий показатель по энергоэффективности становится основной причиной роста тарифов

Экономика страны пока не может похвастаться низкой энергоемкостью ВВП: сегодня этот показатель в 2,5 раза выше среднемировых. Общие же потери электроэнергии только за последние три года достигли 10,3 процента. А это явный путь к снижению конкурентоспособности всей отечественной промышленности. Как залатать "дыры" и модернизировать ТЭК страны предложила в опубликованном анализе Счетная палата России (СП).

Специалисты ведомства, впрочем, от сенсационных выводов  и радикальных предложений воздержались. Скорее выразили глубокую озабоченность сложившейся ситуацией. В частности, тем фактом, что низкий показатель по энергоэффективности оказывает негативное влияние на тарифную политику в отрасли. "Основными барьерами, сдерживающими развитие энергосбережения и энергоэффективности в России, являются отсутствие мотивации к внедрению технологий, недостаток информации и опыта финансирования проектов, а также недостаточно высокий уровень организации и координации процесса", - заключили эксперты СП.

Правительством России в 2010-2011 годах, - говорится  в сообщении, - на федеральном уровне практически сформирован пакет нормативно правовых актов, позволяющий реализовать основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Однако на региональном уровне законы об энергосбережении и повышении энергетической эффективности приняты или приведены в соответствие с федеральным законодательством только в каждом пятом субъекте Российской Федерации".

Анализ показал, что "организацией" и "координацией" в большинстве регионов практически не занимаются. Видимо, на местах вполне "уверенно" обеспечивают себя энергией от советского "наследия" и перспектива поиска "длинных" вложений в сектор мотивировать на модернизацию никак не способна. И получается, что сформированный Правительством РФ для пакет нормативно правовых актов, вынужден "буксовать" и истощать свой потенциал в рамках федеральных полномочий. А это автоматом ставит под сомнение достижение первостепенной цели энергосберегающей программы страны -  снижение энергоемкости российской экономики на 40 процентов к 2020 году, полагают эксперты отрасли.

Изношенность энергетического хозяйства в регионах - это далеко не единственный повод для беспокойства. Искать деньги на модернизацию и сокращение энергоиздержек России диктует объективная реальность на рынках углеводородного сырья. Нефть и газ неуклонно дорожают, их добыча и транспортировка требует гораздо больших инвестиций, чем, скажем, десять лет назад. А технология этих процессов невозможна без использования дорогих западных технологий, которые Россия пока не способна производить. Дальнейшее игнорирование выполнения этих задач может уже в недалекой перспективе поставить госказну под угрозой весомого "недобора".

Поэтому минэнерго настаивает на том, чтобы более взвешенно доработать имеющиеся механизмы финансирования модернизации ТЭК на всех уровнях. Скажем, в регионах - на основе государственно-частного партнерства.  "К проектам важно привлечь частные инвестиции и повысить объемы внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений в данном направлении", - пояснили "РГ" в пресс-службе ведомства. И добавили, что важно  при этом сохранить и расширить потенциал российского экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета, активизацию деятельности, как населения, так и бизнеса по реализации имеющегося энергосберегающего потенциала.

А пока реальная помощь регионам в осуществлении их энергоэффективных программ исходит из федеральной казны. Так,  в 2011 году сумма составит 5,27 млрд. рублей. Как объяснили "РГ" в Российском энергетическом агентстве минэнерго, проведен отбор среди 73 подавших заявки субъектов страны. И в соответствии с правилами предоставления субсидий, из федерального бюджета в их казну перечислятся соответствующие суммы на реализацию данных проектов. Пока такой "бонус" заслужили 55 регионов РФ. И в настоящий момент они работают над подготовкой проектов соглашений с минэнерго.

Однако эксперты отрасли все же опасаются, что бюджетный "пряник" поделить по-честному и потом "прожевать", не потеряв ни крошки, регионам не получится. По их наблюдениям, федеральные средства, зачастую, попадали в руки "специалистов", чьи проекты по повышению энергоэффективности ограничивались заменой лампочек и окон зданий. Тогда как достижение реального эффекта требует только на первых этапах тщательного энергоаудита объектов, составление технического и бизнес планов. Надо тратить средства, на которые осмелились далеко не все руководители, "позолоченные" федеральным рублем.

Тем не менее, расплата за скупость в нынешней ситуации ожидает быть особенно болезненной. Во-первых, потому что "дедушкины" заплатки вряд ли ощутимо сократят потери, что ударит по основным потребителям региона. И как следствие - по их бизнесу и способности исправно платить налоги. А во-вторых, потому что уже со следующего года  критерии отбора предоставления субсидий будут изменены. И часть финансирования переложено регулятором на плечи региональных бюджетов.

В минэнерго не скрывают надежд, что новая программа все же заставит региональных чиновников, как минимум, более взвешенно подходить к подсчету своих бюджетов. И, как максимум, самостоятельно искать эффективные схемы привлечения "длинных" денег и не стесняться тратить их на квалифицированные энергосервисные услуги.