Интернет-фестиваль "Дубль дв@" приближается к своему экватору: с понедельника пойдет вторая неделя его работы.
Мы волновались, решив отдать его документальному кино. С одной стороны, знали, что этот жанр с его непридуманными героями у нас едва ли не интереснее игрового. С другой - зрителя от него долго и успешно отучали. Кинозалы документалистики перестали существовать вместе с СССР. Главные каналы телевидения обращаются к нему все реже, чаще под грифом "документальное кино" предлагая обычную хронику или наспех сделанные репортажи. Среди кабельных и спутниковых каналов есть такие, что целиком отданы документалистике, но они входят в самые дорогие "пакеты" и доступны весьма узкому кругу людей. Причем именно этих людей неприкрашенная правда жизни интересует меньше всего.
Сможет ли документальная программа фестиваля привлечь зрителей так же, как в апреле привлекла программа игровых картин? Волнения оказались напрасными: на наш сайт пришла та самая "целевая аудитория", о которой мастера документалистики могли только мечтать.
"Какой огромный пласт культуры открывает этот фильм, и как странно, что до сих пор мы ничего этого не знали!", - восклицает зрительница под именем Раиса, посмотрев картину Галины Долматовской о судьбе звезды немого кино Ивана Мозжухина. "Талантливо сделанный фильм, потому что все затаенные воспоминания о малой родине всколыхнул", - признается formica11 после просмотра "Глубинки 35х45" сибирского режиссера Евгения Соломина - фильма о том, как обменивали советские паспорта на российские. А вот что пишет Юрий: "Я в деревне бывал нечасто, а рос в шахтерском городе, который недалеко от нее ушел. И все вспомнил: как буран наметает сугробы, как в школу идешь по морозу - тьма-тьмущая, еще на улице пусто, только валенки твои скрипят снегом, и хочется поскорей добежать до тепла и света... А как там, в фильме, паспорта жгут-то! Небольшой крематорий, в топке корчатся лица и прожитые без радости жизни! Высший балл!".
Эта сцена с сожжением старых паспортов на многих произвела сильное впечатление: "С раскрытых паспортов сквозь огонь глядят лица живых людей. Как будто хотят сжечь память о прошлом", - делится своими чувствами Борис Николаев. Зрители оказались внимательны к выразительным деталям фильма и, вопреки опасениям прокатчиков, прекрасно "считывают" замысел автора, чувствуют систему его метафор.
А вот у Владимира совсем другое представление о деревне: "Жизнь там вовсе не такая серая, как это видит режиссер. Наоборот, она там полна постоянного, многоцветного, многообразного, объемного движения. Птица пролетела, собака пробежала, бабушка улыбнулась, ребенок засмеялся - это ведь все ручейки, потоки жизни, которых здесь, в фильме, почти и не видно". И это тоже правда - другая сторона правды. И об этой ее стороне снимут другой фильм. Но кто-то, посмотрев его, скажет: "Опять лакировка!".
Ощущение жизни у каждого свое. И только сообща мы создаем ее реальную картину. Фестиваль придуман и для этого тоже: разные взгляды разных авторов сообщат этой коллективно созданной панораме российской жизни объем.
"Замечательно, что фестиваль собрал настоящие документальные ленты, - пишет наш зритель Юрий Всеволодович. - И это не реконструированные события, а сама жизнь, которая находится за пределами МКАД. Жаль, конечно, что такому кино новые прокатчики закрыли путь на большой экран!".
Обсуждение фильмов и их проблематики на форуме продолжается. Продолжается и конкурс. В пятницу в него вступает очень важная по теме картина Ирины Васильевой и Игоря Холодкова "Нюрнберг, которого не было" - она о том, как готовился, но не состоялся процесс, который должен был предать гласности и осудить преступления сталинского режима. Фильм основан на реальных событиях: бывшая узница ГУЛАГа Ольга Шатуновская собрала 64 тома обвинительных документов, но дать делу ход не удалось - "наследники Сталина" воспротивились их обнародованию. И тогда авторы фильма прибегают к приему, который в кино называют, в отличие от документа, "мокументом" - актерскими средствами воссоздают так и не состоявшийся процесс. Обсуждение этого фильма на нашем форуме, надо ожидать, будет особенно интересным и показательным: тема сталинизма до сих пор волнует людей, фигура "вождя народов" со временем обрастает все новыми прекраснодушными мифами, как затонувший корабль - ракушками. А участие в картине таких людей, как Григорий Померанц, придает ее тезисам особый вес и доказательность.
В эти дни фестиваль покажет два образца еще более редкого жанра: документальной комедии. "Болото" Ирины Васильевой - рассказ о единственном в России заповедном болоте, куда водят экскурсии. У первых зрителей и критиков этого фильма, только что получившего Гран-при фестиваля российской документалистики в Нью-Йорке, возникают две стойкие ассоциации: опера Глинки "Иван Сусанин" и сатиры Салтыкова-Щедрина. Найти такого героя, как в этой картине, для авторов - большая удача. А герой второй комедии "Алиса, Базилио и мама из Калуги" режиссера Александра Белобокова - прирожденный комик-разговорник: его рассказ о том, как он пытался решить квартирный вопрос в лихих 90-х, неизменно вызывает в аудитории гомерический хохот. Эта картина получила приз прессы на фестивале в Екатеринбурге.
К человеческим портретам из истории нашей культуры, панораму которой выстраивает фестиваль, присоединится фильм Александра Белобокова "Сегодня за окном туман…": в центре картины - фигура великолепного драматурга, кумира 60-х, автора незабываемой пьесы "Вечно живые" и фильма "Летят журавли" Виктора Розова. Как и многие выдающиеся таланты советской эпохи, Розов пал жертвой нового революционного катаклизма, когда вместе с грязной водой были выплеснуты на свалку времени целые пласты нашей культуры: творчество грандиозных писателей и драматургов, гениальных поэтов и композиторов было вычеркнуто из репертуара и памяти. Фестиваль хочет прервать этот очередной приступ национального беспамятства, напомнив о таких несправедливо забытых художниках.
Любой документальный фильм, связанный с конкретной судьбой, многое говорит и о современном состоянии умов в России и о процессах, от этого проистекающих. Таков бесстрастный, кажется, рассказ Дмитрия Завильгельского об ученом Александре Ермакове, чьи изыскания в области стволовых клеток нужны в Великобритании, где он временно работает, и категорически не нужны России, куда он хотел бы вернуться ("Наука и жизнь Александра Ермакова", "Возвращение Александра Сергеевича в Россию"). Этот рассказ уже на собственных примерах могли бы продолжить многие сотни наших выдающихся умов, которые, чтобы реализовать свои идеи, вынуждены искать счастья за пределами нашей страны.
Кино этого фестиваля сильно тем, что оно - документ. Документ можно обдумывать, анализировать, но с ним не поспоришь: он имеет дело с фактами. Факты могут нас шокировать, обижать, мы слишком часто не хотим их видеть в упор. Но с ними приходится считаться, если страна думает о своем будущем. И каждый разговор о документальном фильме, его авторском подходе, его эстетике и художественных достоинствах, неизбежно перетекает в разговор о нашей с вами жизни - такой, какую мы сумели построить.