В Уфе в течение трех первых дней декабря на сцене Государственного академического русского драматического театра балетная труппа "Botega" из Рима представляет спектакль "Fragile" ("Хрупкий").
Вместе с итальянцами в нем занят их уфимский коллега - заслуженный артист Башкортостана Тимур Гарипов.
Как рассказал корреспонденту "РГ" художественный руководитель Русского драматического театра, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана Михаил Рабинович, этим совместным проектом два творческих коллектива самостоятельно решили отметить "перекрестный" год двух великих культур - российской и итальянской.
- Наше сотрудничество началось несколько лет назад. Сначала на гастролях в Риме мы показали нашу "Снегурочку", а в 2008 году труппа "Botega" приезжала к нам со спектаклем "Ostro", - сообщил он.
Тогда спектакль произвел настоящий фурор, но то, что итальянцы показывают сейчас, потрясло даже самых искушенных театралов. Происходящее на сцене завораживает, притягивает и отталкивает одновременно.
Дело в том, что в основу спектакля "Fragile" легли "Дневники Нижинского". Они были изданы в 1953 году в Париже и открыли миру немало нового для понимания личности одного из самых значительных танцовщиков XX века Вацлава Нижинского, солиста Мариинского театра, знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Он был легендой уже при жизни, но еще большей легендой стал после смерти. Образ Нижинского не дает покоя режиссерам театра и кино во всем мире. О нем снимают документальные и художественные фильмы. "Дневники", которые Нижинский начал писать, когда его уже стала одолевать психическая болезнь, пытаются сыграть в кино и на сцене уже не первый год. "Танцуют" их тоже не впервые.
Но руководитель и хореограф труппы "Botega" Энцо Челли со своими танцовщиками нашел собственное визуальное воплощение "Дневников". Этот коллектив известен тем, что органично синтезирует самые разные направления - от традиционных до экспериментальных (современный танец, классический балет, акробатику, атлетику, хип-хоп, брейк-дэнс), получая присущий только "Botega" стиль исполнения. Иными средствами передать мысли, чувства, эмоции, раздиравшие Вацлава Нижинского, наверное, невозможно.
О том, как танцевал сам Нижинский, можно узнать только по воспоминаниям современников. А они все, как один, отмечали, что Нижинский был редким танцовщиком с исключительной пластической выразительностью и фантастической техникой. Его называли восьмым чудом света.
Непостижимым был его прыжок, названный "воздушным" - он прыгал даже из сидячего положения и зависал над сценой. Когда его спрашивали, трудно ли это, он отвечал, что нет: надо подняться и на мгновение задержаться. Его искусство достигало такого совершенства, что вызывало уже не восторг, а неподдельный ужас.
На сцене артист обладал магнетизмом такой силы, что, как писали в газетах, даже воздух электризовался от его экспрессии. Но в жизни был совершенно другим - тихим, скромным, не очень коммуникабельным.