02.12.2011 08:49
    Поделиться

    Пермский прокурор попросит у нового состава ЗС право законодательной инициативы

    За год сотрудники прокуратуры Пермского края проверяют на соответствие федеральным законам более 33 тысяч нормативных актов. И некоторые из них вызывают подозрение, поскольку создают благодатную почву для злоупотреблений чиновников. Достаточно ли сегодня полномочий надзорному органу, чтобы пресечь коррупцию на корню, рассказал в интервью "РГ" прокурор Пермского края Александр Белых.

    Лазейка для произвола

    РГ:  Александр Юрьевич, какие законы, принимаемые в Пермском крае, подлежат прокурорской проверке?

    Алекснадр Белых: Абсолютно все. Мы проверяем все нормативные акты, принятые как на краевом уровне, так и на муниципальном. При этом особое внимание уделяется антикоррупционной экспертизе. К сожалению, сегодня нет обязательной нормы, которая позволяла бы нам оценивать проекты актов на стадии их подготовки. В результате прокурор имеет возможность обнаружить коррупционогенные факторы в законе лишь после его принятия, и только на этой стадии реагирует путем внесения требований или протестов. Власть с этим не соглашается. Приходится обращаться в суд, и нередко только после судебного решения в законах устраняются допущенные нарушения. При этом тратятся время, деньги.

    Сейчас мы больше внимания уделяем проверке законов на стадии разработки. Это позволяет значительно уменьшить издержки. Готовим заключения практически по всем проектам, и, если разработчики их учитывают, нормативные акты соответствуют федеральному законодательству. Только в этом году мы направили 64 замечания на проекты документов. Хочу отметить, что выявление нарушений не самоцель, а венец нашей работы по приведению региональных и муниципальных норм в надлежащий вид, соответствующий федеральному закону.

    РГ: Каковы результаты антикоррупционной экспертизы?

    Белых: В текущем году прокуроры Пермского края проверили на коррупционогенность около 12 тысяч нормативных актов, из них более 600 - краевого уровня, остальные муниципального. 352 из них не выдержали нашей критики и были отправлены на доработку. Основная причина в том, что в проектах слишком многое отдается на откуп чиновникам. Например, указывается, что лицензии на какой-либо вид деятельности выдаются в течение полугода. И получается, что чиновник может оформить документ либо за два дня, либо за шесть месяцев. То есть "как хочу, так и ворочу". В правовом государстве такого быть не должно.

    Здесь есть небольшая хитрость. Коррупционогенные нормативные акты могут по формальным признакам полностью соответствовать всем законодательным требованиям, а лазейка для произвола чиновников при этом остается. Чиновник может потребовать принести кучу справок, а может и не потребовать. Задача прокуратуры - перекрыть все эти хитрые ходы и выходы. Понятие коррупционогенность не тождественно понятию незаконность. Ее опасность в том, что есть скрытая возможность совершения должностного преступления. Вот этого прокурор обязан не допустить.

    К сожалению, иногда складывается впечатление, что борьба с коррупционной составляющей в нормотворчестве интересует только нас одних. Многие госструктуры этим не занимаются. Дескать, есть прокуратура - она разберется, принят коррупционогенный акт или нет. На мой взгляд, в каждом министерстве и ведомстве надо создать отдел, группу, или выделить специалиста, чтобы проекты готовящихся постановлений и законов проходили внутренний контроль.

    Сейчас мы наладили контакт с советом глав муниципальных образований Пермского края и через него нацеливаем юридические службы в городах и районах края на исключение ошибок при подготовке нормативных актов.

    РГ: Есть разница между надзором за государственными учреждениями и частным бизнесом?

    Белых: Никаких отличий нет. Законы одинаковы для всех. Так же, как в государственных или муниципальных предприятиях, прокуроры проверяют соблюдение трудового законодательства и в частных организациях, и в предприятиях. То же самое с соблюдением природоохранного законодательства. И нет никакой разницы, кого привлекать к ответственности, скажем, за незаконную свалку мусора - администрацию, МУП или частного предпринимателя. Где закон, там и прокуратура. Недавно был случай, когда в прокуратуру с жалобой обратился житель края. Ему плохо починили автомобиль. Стали разбираться, оказалось, что у ремонтников ИНН липовый, и реквизиты не соответствуют действительности. Сейчас мы подключили к рассмотрению этого обращения налоговую службу и полицию.

    Нерасторопный контроль

    РГ: Александр Юрьевич, какие направления прокурорского надзора сейчас наиболее актуальны и важны?

    Белых: Прокуратура - это федеральный орган и поэтому задачи, актуальные для государства, важны и для нас. Сейчас, например, президент России обозначил как наиболее острую тему жилищно-коммунального хозяйства. Прокуроры постоянно проверяют управляющие компании, администрации. Если находим факты злоупотреблений, вмешиваемся сами или направляем туда полицию.

    Другая проблема - преступления в отношении несовершеннолетних. Только в этом году более 200 детей стали потерпевшими, причем есть и погибшие. Здесь мы объединяем свои усилия с администрацией, полицией, следственным комитетом, чтобы не допустить преступлений в отношении детей.

    В Пермском крае существует около 170 различных контрольно-надзорных органов, из них 33 федеральных, и более 30 краевых. Но, к сожалению, их работу нельзя назвать удовлетворительной из-за нерасторопности. Прокуратуре приходится зачастую реализовывать их функции.

    Огромный вал заявлений поступает в органы прокуратуры Пермского края. Например, в прошлом году их было 58306. Это обращения граждан, учреждений, предпринимателей. Они принимаются в устном и письменном виде, через интернет-приемную. Только на личном приеме у прокуроров в 2010 году побывало 16895 человек. По каждому обращению проведена проверка и принято решение. Многих вопросов можно было избежать, если бы нормально работали контрольные органы.

    РГ: Как налажено взаимодействие с другими силовыми структурами, органами власти?

    Белых: В Пермском крае существует постоянно действующее координационное совещание руководителей правоохранительных органов. Возглавляет его прокурор края. В состав входят руководители ГУ МВД, ГУФСИН, ФСБ, ФССП, МЧС, CК, таможни. Собирается совещание не реже одного раза в квартал, обсуждаются важные, глобальные вопросы и намечаются пути их решения. Например, в ноябре будет обсуждаться реализация президентского плана по борьбе с коррупцией. Дадим оценку тому, что сделано в Пермском крае - где, кому можно и нужно помочь. Хочу отметить активную позицию всех руководителей правоохранительных органов края в этой работе.

    В декабре мы обсудим ситуацию с профилактикой преступлений в отношении несовершеннолетних. Причем впервые станем обсуждать эту проблему совместно с краевыми властями. Связано это с тем, что одним правоохранительным органам проблемы в этой сфере не решить. Для этого необходимо взаимодействие с краевыми министерствами образования и социального развития и другими ведомствами.

    На личном контроле

    РГ: Александр Юрьевич, кроме надзора, прокуратура поддерживает государственное обвинение в суде. Какие дела в этом плане были самыми сложными?

    Белых: Простых уголовных дел не существует. За каждым из них люди и судьбы. И порой бывает непросто разобраться. Это направление работы довольно сложное и ответственное. Согласно закону, прокуратура сейчас обязана участвовать во всех процессах. Только в этом году наши сотрудники поддерживали государственное обвинение по 22396 уголовным делам. Самыми сложными, на мой взгляд, были дела, связанные с обвинением подсудимых в совершении преступлений в составе организованной группы. Например, процесс по сутенерам, создавшим в Перми целую сеть заведений по оказанию интимных услуг. Это дело смело можно назвать уникальным, в первую очередь по числу подсудимых. Всего их было 64 человека. Нами проделана огромная работа, но, к сожалению, суд не рискнул применить в отношении подсудимых квалификацию деяний по статье 210 УК РФ "Организация преступного сообщества или участие в нем".

    В результате многие из подсудимых не получили должного наказания. В определенной мере это связано и с работой присяжных заседателей. Когда непрофессионалы решают юридические проблемы, из-под их пера выходят поразительные решения. По делу сутенеров сейчас подано кассационное представление в Верховный суд РФ, и решение окончательное останется за ним. Но если Верховный суд направит дело на новое рассмотрение, то впереди у нас тогда будет еще два года, не меньше, судебного следствия. И я не уверен, что мы сможем найти всех подсудимых для обеспечения этого процесса.

    К сложным могу отнести и дело по пожару "Хромой лошади". Здесь трудности заключаются в том числе и в гражданской стороне процесса. Прокуратура выступила с исками в интересах работников клуба, чтобы признать их состоявшимися в трудовых отношениях с клубом. Поскольку документов нет, доказывать, что кто-то вообще трудился в "Хромой лошади" и пострадал при этом, очень сложно.

    РГ: А вы сами принимаете участие в судебных процессах?

    Белых: Безусловно. Это входит в обязанности прокурора субъекта федерации. Обычно я поддерживаю государственное обвинение по тяжким преступлениям, таким, как убийство. Также я вхожу в бригаду государственных обвинителей по делу о "Хромой лошади" и планирую принять участие в деле на финальной стадии. Кроме того, я лично осуществляю надзор, например за соблюдением законов в местах лишения свободы. Это тоже большая проблема для нашего края. В Прикамье 38 исправительных учреждений и шесть следственных изоляторов. В них более 33 тысяч осужденных и подследственных. Такого нет ни в одном регионе России. Кроме них, в системе ГУФСИН работает около 12 тысяч сотрудников. А надзор за исполнением ими законов осуществляют всего 35 работников прокуратуры.

    РГ: Некоторое время назад поднимался вопрос о наделении вас законодательной инициативой на региональном уровне. Какое решение принято?

    Белых: К сожалению, эта тема не нашла поддержки у краевых парламентариев. Суть ее заключалась в том, чтобы прокурор края имел право вносить законопроекты в случаях, когда необходимо привести краевое законодательство в соответствие с федеральным. Но в течение двух лет этот вопрос не решается. Я намерен обратиться к вновь избранному Законодательному собранию о наделении правом законодательной инициативы прокурора края. От этого я не отступлюсь.

    Кстати

    Результаты работы прокуратуры Пермского края в 2011 году: прокуроры Прикамья приняли участие в рассмотрении 35855 дел, в том числе уголовных - 22396, гражданских - 13459. Принято 12561 решение на поступившие жалобы и обращения. В результате принесено 479 протестов, внесено 4067 представлений, подано 7894 иска в суд, вынесено 211 предостережений. Выявлено 352 коррупционогенных нормативных акта, в том числе 17 - регионального значения, 335 - муниципального.

    Поделиться