На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко появился еще один шедевр мирового репертуара. До этой постановки в театре шла датская версия "Сильфиды" в хореографии Августа Бурнонвиля на музыку Хермана Левенскьольда.
Нынешний спектакль отсылает нас к балету, поставленному в Париже в 1832 году Филиппо Тальони на музыку Жана-Мадлена Шнейцхоффера. Главную партию тогда исполнила легендарная дочь хореографа Мария Тальони. Спустя 140 лет тальониевскую "Сильфиду" реконструировал француз Пьер Лакотт, известный знаток балетного романтизма и "гурман" дансантных изысков французской школы. В 1977 году на гастролях балетной труппы Парижской оперы Москва впервые увидела этот опус и была ошеломлена шармом бисерной техники и атмосферой элегантности высшей пробы. В спектакле тогда блистали эталонная Сильфида Гилен Тесмар (жена и муза Пьера Лакотта) и красавец Микаэль Денар, а также трогательная Ноэлла Понтуа и пылкий Сириль Атанасов.
В Музыкальном театре постановку осуществил Пьер Лакотт, ставший также автором сценографии и костюмов. А его ассистентами выступили Гилен Тесмар, Анн Салмон и Юкари Сайто, в репертуаре каждой из которых партия лакоттовской Сильфиды занимала особое место. Лакотт сочинил балет, опираясь на гравюры, рисунки, архивы, на мизансцены "Жизели". Фактически получилась оригинальная стилизация на базе французской пуантной техники.
По сюжету шотландскому крестьянину Джеймсу накануне его свадьбы с Эффи является Сильфида - дух воздуха. Колдунья Мэдж пророчит Эффи другого суженого Гурна. Джеймс же устремляется в лес за Сильфидой и, желая удержать мечту, губит ее. В версии Лакотта в первом акте изумительное по красоте хореографического рисунка трио Эффи, Джеймса и Сильфиды, которое взято из балета "Тень" и которого изначально не было. Только Джеймс видит Сильфиду, неотступно преследующую его воображение. Она постоянно является и его взору на лестнице, в колонне дома, в окне. Таинственный второй акт в царстве сильфид сценографически затейлив: сильфиды пролетают над колосниками, "плывут" в арабесках через сцену, слетают вниз с холма, а самые любопытные соплеменницы-вуайеристки притаились в тени высоких ветвей. Все эти детали создают иллюзию переполоха в эфемерном мире фей воздуха.
Спектакль перенасыщен танцами, а весь второй акт - целая сюита, где героиня практически не уходит со сцены. Для наших артистов крайне непросто овладеть "мелкой" техникой французской школы с ее недосягаемой культурой стопы, безвозвратно ушедшей из виртуозного арсенала русской исполнительской традиции. К чести Музыкального театра труппа выкладывается по максимуму, танцует слаженно, с истовостью завидных профессионалов стараясь выписывать все виньеточные танцевальные каверзы. Кордебалет соблюдает строгие позиции и позы, без чего напрочь разрушилось бы стилистическое очарование хореографии. В премьерном спектакле выступили приглашенные артисты Евгения Образцова (Мариинский театр) и Тьяго Бордин из Гамбургского балета. Сильфида Образцовой - лёгкая, порхающая, лучистая. Танец балерины безупречен, а в повадках проглядывает кокетливая природа инженю. Виртуоз родом из Бразилии явил совершенство и свободу танца. Второй состав стал открытием для балетной Москвы. Молодая балерина Эрика Микиртичева в одночасье предстала примой. Ее завораживающая Сильфида с благородной породой линий, изяществом движений, большим прыжком и с чувством меры и стиля оказалась поистине таинственным и прекрасным существом. Достойно выступил начинающий танцовщик Олег Рогачев, которому высокую оценку дает сам Пьер Лакотт. Музыкальный театр не почивает на лаврах, впереди новый сюрприз - "Коппелия" Ролана Пети.