Выборы выборами, но они не отменяют необходимости решения ряда фундаментальных проблем, стоящих перед нашей страной, которые никуда не исчезли. Разве, что их ощутимая острота была слегка приглушена гулом предвыборных и послевыборных баталий. И первейшая из этих проблем, о которой постоянно говорили и говорят и президент России Дмитрий Медведев и председатель российского правительства Владимир Путин, - это скорейшая модернизация российской экономики, ее перевод на инновационное ускорение. От этого зависит не только будущее России как одного из наиболее влиятельных государств планеты, но и - ни много ни мало - самый факт ее исторического бытия, реальность ее будущего существования. Только модернизация и инновационное ускорение позволят диверсифицировать национальную индустрию, слезть с углеводородной иглы, перестать транжирить природную ренту, создать высокотехнологичные производства. Как говорили в старые советские времена: "Цели ясны, задачи определены, за работу товарищи!" И здесь самым простым и естественным образом встает вопрос: "А кто эти товарищи?" Откуда они возьмутся сегодня? И какими качествами они должны обладать?
Безусловно, мы еще не до конца промотали дореволюционный и советский научный потенциал, опыт национального образования, равно как и традиции русской культуры XIX - XX веков. Весь вопрос в том, успеем ли мы на основе этого, поистине огромного и уникального, богатства провести те системные преобразования, в которых сегодня так нуждается Россия. Прежде всего потому, что разрушена способность органического наследования, а кроме того, нет ясного понимания, что всеядность здесь неприменима. Понятно, что потомки обязаны в своей памяти хранить опыт всех предков без исключения, - но это вовсе не означает, что его стоит применять без изъятий. Каждый этап последующего исторического развития не может опираться на всю историю в целом, он выбирает из нее то, что, с точки зрения современников, кажется наиболее плодотворным. Но - и это естественно - в современном обществе, при множестве разноустремленных интересов, столь же разные представления об общественной и духовной пользе. Можно, конечно, одновременно заниматься инновациями и стоять в очереди к Поясу Богородицы, - но не уверен, что это прибавит интеллектуальных сил для того, чтобы решить некоторые фундаментальные противоречия, которые со всей очевидностью обнаружили себя в самое последнее время и которые неразумно не замечать.
Современная модернизационная модель развития, опирающаяся на инновационные подходы к решению проблем требует той интеллектуальной свободы, которая основана на достижениях национальной и мировой науки и культуры. Попросту говоря, она требует высокообразованных, энергичных, хорошо воспитанных людей, способных к творческому восприятию реальной действительности, выявлению ее узловых проблем и поиску тех решений, которые не повлекут за собой отрицательных побочных эффектов. Ничего сверхъестественного в этом нет. Такие люди требовались всегда - и в эпоху великих географических открытий, и во времена Петровских реформ и в пору работы над атомным проектом. Конечно, можно спорить о том, нужно ли для открытия Америки хорошее воспитание, - но то, что для любого прорыва нужны люди неординарные, обладающие "святой наглостью" и не вписывающиеся в привычные рамки, - факт не требующий особых доказательств. И для них всегда были нужны некоторые особые условия работы и жизни.
Даже в кровавые сталинские времена в ГУЛАГе вынуждены были устраивать "шарашки", где коллекционировали ученых первой величины, и лагерные театральные коллективы, куда собирали недавних кумиров советской страны. В более "диетическую" пору Хрущева и Брежнева создавали академгородки и закрытые города, где научная элита могла заниматься не только профессиональной деятельностью, но и принимать опальных поэтов, художников и артистов. Степень политического "либертинажа" в этих островках интеллектуальной свободы была куда как выше, чем на окружающем их советском материке.
Любому обществу, любому государству необходимы такие люди и такие интеллектуальные "острова" - в ином случае наступает стагнация, застой. Они, безусловно, нужны и современной России. Слава Богу, не все продвинутые люди готовы уезжать в дальние западные или восточные края, чтобы становится там новоселами, - они-то и могут стать тем кадровым ресурсом, который позволит осуществить столь необходимый сегодня России модернизационный прорыв.
Понятно, что эти люди принадлежат к разным поколениям, у них несхожие взгляды на социальные и общественные проблемы, духовные и и конфессиональные предпочтения. Впрочем, в первую очередь речь идет не о почтенных академиках, сформировавшихся в советскую эпоху, а о молодых и зрелых людях, вступивших в жизнь после развала СССР. Людям моего поколения, тем, кому за шестьдесят, свойственно критически относится к этим новым генерациям профессионалов, но мне, не одно десятилетие занимающемуся преподаванием, очевидно, - использую мысль Ибсена, - что молодость всегда права. Многие из них действительно мыслят шире и свободнее, чем мы. Для многих естественно то знание, к которому мы прогрызались всю жизнь. У них нет наших страхов и готовности к любому компромиссу с жизнью. Можно сетовать на то, что часть этих молодых людей не готова вставать в ряды юных барабанщиков, - но надо понимать, что, чем просвещеннее люди, тем меньше у них желания ходить строем. Если, разумеется, речь не идет о реальной угрозе Отечеству.
То, что образованная и креативная часть современного российского общества подала голос в общественной жизни, - естественный и важный знак. Новые поколения интеллектуалов дали внятно понять, что они не собираются покидать Россию, что их судьба накрепко связана с судьбой страны. В сегодняшние общественные процессы включаются образованные культурные люди, которым, как правило, чужды революционные порывы. Они слишком хорошо помнят мысль Александра Пушкина о русском бунте. Но они также помнят и о том, что Карл Маркс считал сомнение свойством зрелого разума. И не только он один. При всей связанности социальными сетями - реальными и виртуальными - эти новые молодые люди вполне самостоятельны в суждениях. В романе Герберта Уэллса "Когда спящий проснется" герой из прошлого спрашивает людей будущего: "А где ваше правительство?" На что люди будущего отвечали: "Наше образование - наше правительство". Утопия, конечно, социальная сказка позапрошлого века. Но реальному правительству любой современной страны эту сказку лучше знать.